«Белорусское произношение — самое сложное для россиянина. Можно ли выучить белорусский язык в школах беларуси Белорусский язык аудио уроки

Тут однозначно виноваты мы. Потому что мы никогда не правильно выражаем свои мысли, понимаешь? Проблема именно у нас... За что мы потеряем везде мы виноваты.. Знаешь в чем проблема - неграмотность, невежество (savadsızlıq, avamlıq). Вот по этому везде потерям все что и у нас есть...
Дай объясню это тебе - Ругаемся на термин "азербайджанец" за то что во время Советского Союза нас назвали - "азер, азеры" и даже "татары".. И даже сейчас так называют. В азербайджанском языке можешь услышать даже так "Azəri" и в турецком "Azeri"... Вот скандал из за этого начинается... И это сам придумывал - Сталин, знаешь почему? Религия.. Были люди которые нас недооценили, унижали.. За то что мы просто были мусульманами.. Спрашивай из наших стариков которые воевали за СССР.. Может узнать много деталей которых ты сам даже не знаешь...Тут это важная вещь.. Наверно Сталин был сильной лидером (об этом ничего не могу сказать), но его отношение к азербайджанских людей было однозначно лицемерна, я это очень хорошо знаю.... И тут не было никакого отделение от турков, кто это говорить я понять не имею просто.. Просто знаешь мы их так любим, даже не представишь.. Короче, "Azeri" и "Азер (в русском)" не правильное употребление.. Тут должно быть "Azerbaycanlı - Azerbaycanlılar", "Azərbaycanlı - Azərbaycanlılar", "Азербайджанец/Азербайджанка - Азербайджанцы"... Почему? В самом деле настоящие азербайджанцы имеют тюркского корни, так было больше тюркфикация. Но у нас же есть люди которые они не азербайджанские тюрки и имеют другие корни.. У нас живет более народов которые уже давно прожили и слились с окружающих людей в настоящий азербайджанский территории. Вот смотри, можешь спросить кто ты в самом деле? Скажу азербайджанец (Azərbaycanlı), но более точнее кто ты? - Я азербайджанский тюрк (Azərbaycan türkü). Но есть люди к примеру талыши (Talışlar) - вот у них не тюркская, а персидская корни.. В Иране живет огромное количество азербайджанские тюрки. Их называем - Cənubi Azərbaycanlılar или İran Azərbaycanlıları (Южные азербайджанцы или Иранские азербайджанцы) Короче, у нас очень сложная этногенез. И можешь еще спросить раньше вас как звали? Просто тюрк? Это как же так? И что азербайджанец или просто тюрк? Как это понять Да вот это тоже наш главная проблема.. Вот мы себя почему то не придумывали точно имя, всегда остались как тюрки и потом взяли слова азербайджанец (Azərbaycanlı) как имя нация.. И можешь даже назвать азербайджанский тюрк (Azərbaycan türkü)... Еще раз повторяю: неграмотность, невежество (savadsızlıq, avamlıq) Может из за этого начинается все скандалы... Люди не учится или учится не правильно... Думаю мы должны изменить себя в первой очередь.. Чтобы понять и оценить все правильно и как есть.. Но где? когда? Будет неизвестно... Короче тут называть нас правильно будет только азербайджанец.. Это подходит больше всего.

Для понятие:
Тюрк - Türk - имеющая происхождение (bir köken). Например, Славян.. На английском называется - Turkic
Турк - Türk - имя нации Турции. На английском называется - Turk.. Короче тема идет про турков. Вот они называются турки а мы азербайджанцы.. Мы один народ, да.. И не только "мы". Еще тут есть казахи, узбеки, татары, кыргызы и т.д.. Мы все один народ, но мы не один нация... Кто это говорит, это просто чушь..

Ок, по поводу употребление белорусского языка с тобой соглашаюсь...

В Беларуси на данный момент в целом отсутствует естественная белорусскоязычная среда, отмечают наблюдатели. В Минске можно провести целый день и услышать белорусский язык только в транспорте при объявлении остановок. Корреспондент DW разбиралась, есть ли у юных белорусов шанс выучить белорусский язык и достаточно ли для этого школьного курса?

Школы - русские и белорусские

По стандартам министерства образования белорусскоязычными называются школы, в которых есть хотя бы один класс с преподаванием на белорусском языке. Как пояснила DW пресс-секретарь Минобразования Юлия Высоцкая, таких школ в Беларуси почти половина (1419) от общего количества средних учебных заведений (3063) - школ, гимназий и лицеев.

Данные по состоянию на начало нынешнего учебного года чиновники ведомства обобщат в середине сентября. А в прошлом году, по официальной статистике, в белорусскоязычных школах учились 128 566 человек, в русскоязычных - около миллиона. Такая разница в числе учащихся объясняется тем, что школ с преподаванием на белорусском языке больше в сельской местности, а в них мало учеников.

В быту граждане страны называют белорусскими только те школы, где все предметы преподают по-белорусски с первого до выпускного класса, и где весь персонал школы общается с детьми и родителями по-белорусски. И только в таких школах можно полноценно овладеть литературным языком, полагает лингвист Винцук Вечерко, указывая, что абсолютное большинство детей учится в русских школах.

Помимо статистики по стране в целом это подтверждает и ситуация в двухмиллионной столице: в Минске 5 гимназий с белорусским языком обучения, еще в 5 школах есть отдельные белорусские классы, в которых все предметы преподают на белорусском языке. Всего по городу таких классов 138. Белорусские классы, пояснила Высоцкая, открывают по заявлениям родителей: для этого необходимо не меньше 20 желающих учиться на белорусском языке.

Языковые стандарты и пропорции

Программа и методики преподавания белорусского языка сегодня фактически одинаковые во всех типах школ, но ученикам русских школ не дают навыков живого языка, произношения, тематической лексики, отмечает лингвист Вечерко. В итоге, по его выражению, те, кто все же овладевает живым разговорным языком, делают это благодаря не школе, а альтернативному культурному пространству - прежде всего интернету, рок-музыке и энтузиастам, которые организуют курсы, фестивали и все, что создает среду для общения на белорусском языке.

Сегодня в Беларуси действует единый госстандарт на учебники и количество учебных часов по изучаемым предметам. Так, в первом классе русских школ в неделю шесть часов русского языка и литературы, а белорусского - один. В белорусских - наоборот. Потом количество часов выравнивается. Но это не имеет значения, полагает Вечерко, ведь в русских школах все предметы, кроме белорусского языка и литературы, преподают на русском, белорусский - всего лишь один из предметов, которым реально овладеть на уровне иностранного языка.

С той разницей, добавляет директор Белорусского гуманитарного лицея Владимир Колас, что учить английский или китайский - перспективно, потому что это может пригодиться в жизни. А учить белорусский невыгодно, неперспективно, а иногда и опасно из-за ассоциаций с оппозиционной деятельностью. Кроме того, в белорусских школах, продолжает Вечерко, учителя физики, математики или иностранных языков часто отказываются преподавать по-белорусски, потому что их этому не научили в вузе. Преподавателей физкультуры и трудового обучения, ведущих уроки по-белорусски, можно перессчитать по пальцам.

Очередь в белорусскую школу занимали с ночи

Пропорция учащихся на русском и белорусском языках, по словам Высоцкой, соответствует реальной языковой ситуации в стране: хотя в опросах большинство ее граждан указывают как родной белорусский язык, в быту они говорят по-русски. Такой расклад, замечает Колас, - результат поддержки властями исторически сложившейся ситуации: "Будто продолжается языковая политика Российской империи, в колониальной зависимости от которой Беларусь была несколько веков".

Между тем год от года растет конкурс в немногочисленные минские гимназии с преподаванием на белорусском языке, констатируют родители. Чтобы записать детей в 1-й класс 23-й минской гимназии, родители с ночи занимают очередь, и в прошлом году попасть смогли не все желающие, рассказывает DW председатель попечительского совета и мама 13-летнего ученика этой гимназии Кристина Витушко.

Контекст

Она поясняет, что в первую очередь гимназия обязана принять детей по всеобучу - системе, сохранившейся с советских времен, когда за каждой школой закреплен определенный район города. Здание гимназии - старое, небольшое, первых классов всего два, и преимущество при записи в школу имеют те, кто просто оказался выше в списке желающих.

Почему родители не добиваются открытия белорусских классов?

В том, что спрос на обучение на белорусском языке есть, уверен и Игорь Палынский, лидер рок-группы Sumarok, председатель Полоцкого городского отделения Общества белорусского языка имени Франциска Скорины. "Это подтверждают резонансные истории, когда родители добивались открытия белорусскоязычных классов чуть ли не для одного ребенка. Но проблема в том, что даже среди тех, кто хочет, чтобы дети учились на белорусском, мало инициативных людей", - сетует Палынский.

Иначе смотрит на ситуацию Кристина Витушко: открытие белорусских классов - не решение проблемы. Она так объясняет преимущество белорусских школ перед белорусскоязычными классами в русских школах: "Важна не вывеска на гимназии, а то, что медсестра, физрук, другие учителя говорят по-белорусски, что ребенку на родном языке ответят в столовой, чтобы не было стрессовых барьеров во время внеклассных мероприятий - словом, чтобы была комфортная языковая среда. В русских школах ее нет".

Смотрите также:

Смотреть видео 02:39

World of Tanks из Беларуси на выставке Gamescom в Кельне (26.08.2017)

  • Из Москвы - в Минск

    Серия фотографий "Москва-Минск" - долгосрочный проект фотохудожников Сандры Ратковиц (Sandra Ratkovic) и Андре Фишера (André Fischer). Главная задача немецких фотографов - правильно понять и задокументировать культуру на постсоветском пространстве.

  • Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Время назад

    Интерес к России и Беларуси у Сандры Ратковиц и Андре Фишера возник три года назад: тогда молодые фотографы снимали памятники советской архитектуры в Берлине. "Во многих местах время будто остановилось", - поделилась своими впечатлениями в интервью DW Ратковиц. Спустя несколько лет фотографы решились на новое путешествие. В объектив камеры попали памятники архитектуры Москвы и Минска.

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Милитаризм в деталях

    Во время двухнедельной поездки фотографов больше всего поразил милитаризм, который проник во все сферы жизни россиян и белорусов. На фото - сувенирная лавка в Москве.

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Две недели в столице

    "Выбрать Москву в качестве первого этапа путешествия было правильным решением. После посещения столицы сразу появляется желание посмотреть другие российские города. Кроме того, в Москве находятся важные для нас памятники архитектуры и Центральный музей Великой Отечественной войны", - пояснил Андре Фишер.

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Летняя прогулка

    Посетительницы одной из самых больших прогулочных зон столицы - Измайловского парка в Москве.

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Оружие в цветочек

    "Было очень интересно понаблюдать за военной и повседневной культурой в Москве и Минске. В Германии редко встретишь жениха и невесту, которые фотографируются на фоне Вечного огня", - рассказала Сандра Ратковиц. На фото - пушки в стиле гжель и хохлома.

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Эффектные сооружения

    Фотографы описывают Москву как удивительный город: "Он привлекает многочисленными историческими местами и впечатляющей архитектурой: старые церкви, здания в стиле соцреализма, московский метрополитен".

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    Следующая остановка - Минск

    Андре Фишер оказался в белорусской столице неслучайно: "После языковых курсов в лингвистическом университете у меня появилась возможность провести в Минске целый месяц, чтобы окунуться в местную культуру и повседневную жизнь. Многое в этом городе напоминает Москву, только в уменьшенном формате".

    Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов

    День танкиста

    Во время пребывания в Минске Андре Фишер попал на необычное представление. День танкиста - профессиональный праздник, который с 1946 года ежегодно отмечается в Беларуси во второе воскресенье сентября.


Антон Сомин - небезызвестный человек: он много лет организует в Минске Фестиваль языков , 1 апреля он пройдет в шестой раз. Сейчас он живет в Москве , где преподает белорусский язык.

«НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ПО-АНГЛИЙСКИ»

Прямо сейчас правильнее сказать «преподавал». Это был проект «Школа языков соседей», в рамках которого проводились бесплатные курсы языков СНГ . Сейчас проект временно приостановлен - закончилось финансирование. Курсы длились полгода. На каждый язык был конкурс: в частности, на белорусский - 2,5 человека на место (на армянский, для сравнения, 16 человек на место).

- Кто в Москве пришел учить белорусский язык?

Мотивированные люди. У большинства бабушки-дедушки из Беларуси . Одна девушка - фольклорист, которая занимается русско-белорусским пограничьем, он ей нужен для работы. А еще была старший бухгалтер, женщина лет 60, которая пришла, потому что услышала от подруги-белоруски, какая плачевная ситуация сложилась у нас с языком. Обидно, язык красивый - она решила внести свою лепту. Это было восхитительно, я сразу ее взял. Но вообще спрос на мову есть и помимо курсов: ко мне периодически подходят студенты и интересуются, где в Москве можно учить белорусский.

- Каким казался им белорусский? Простым, сложным, смешным?

Во время занятий я сам посмотрел на язык под другим углом. Увидел, как люди воспринимают знакомые нам с детства слова, и выяснилось, что есть вещи, которых мы просто не замечаем. Например, в интернете можно столкнуться с кнопкой «захаваць» («сохранить»), а нам и в голову не придет, что можно перенести ударение и прочитать это как «захАвать». А россияне страшно веселятся! Для них забавно звучат и неожиданные, совершенно привычные для нас слова - «вадасховiшча », «мужчынскi», «жаночы».

Трудные моменты, как и в любом языке, тоже были. Сложности вызывает согласная перед Е: почему-то все думают, что она твердая, как в украинском : «Плошча НЭзалЭжнасцi», «пЭрамога». Приходится довольно долго переучивать. Второй момент - твердое Ч, норовят сказать мягко. А с фрикативным Г проблем нет, хотя изначально всем кажется, что будут.

Хорошо понимать белорусский они начинают через два месяца занятий, но еще долго не начинают говорить - боятся трасянки. Оказалось, что это более трудный языковой барьер, чем в случае с английским или французским. Там ты ждешь момента, когда тебе будет хватать словарного запаса, а здесь практически сразу можешь начать издавать белорусские звуки - и тебя все поймут. Нет необходимости преодолевать непонимание, есть необходимость делать более чистый белорусский, уменьшая долю русского.

«ЕСЛИ В БЕЛАРУСИ ВДРУГ ЗАГОВОРЯТ ПО-БЕЛОРУССКИ, ТО ЭТО БУДЕТ ИМЕННО ТРАСЯНКА»

- Трасянка - зло или нет?

В прошлом году я переводил статью немецкого лингвиста, который много лет занимается трасянкой. Он написал, что трасянка - это шаг ко всеобщей белорусизации: если в Беларуси вдруг так изменится политическая обстановка, что белорусы начнут говорить по-белорусски, то на выходе будет не такой чистый язык, а смешанный, больше похожий на трасянку. Литературный белорусский в качестве целевого останется, но промежуточным будет именно она. Поэтому гнобить тех, кто на ней говорит, неправильно. Пусть на наш слух это звучит непрестижно, но это наша «адметная рыса», и относиться к ней стоит благосклонно.


Показывали им знаменитое стихотворение «Ветразь» Сергея Граховского, в котором нет ни одного понятного для россиян слова?

Даже лучше действует обычный литературный текст с художественными описаниями, когда среди понятных появляется огромное количество несовпадающих слов. В случае с «Ветразем» можно подумать: «Ай, он специально сел, подобрал такие слова, в любом языке так можно сделать».


А когда даешь произвольный текст, который по большей части понять можно, но каждое третье слово - непонятное, становится ясно, что белорусский все-таки совсем не такой, как русский. Кстати, однажды мне нужно было перевести слово «памяркоўнасць», голову сломал! В итоге объяснил смесью «смиренного, сговорчивого и податливого». Очень специфическое слово.

«УЧЕБНИК ПО БЕЛОРУССКОМУ ПЛЫЛ НА КОРАБЛЕ ИЗ ИНДИИ»

Антон хорошо знает английский, французский, немецкий, итальянский и польский языки. Чуть хуже - арабский, болгарский, мальтийский, когда-то учил шведский:

Если знаешь три-четыре славянских языка, то остальные более-менее понимаешь, хотя бы письменно. Стыдно признаваться, но когда я учился в школе, белорусский не любил. Учить его было трудно, говорил гораздо хуже, чем на русском, читать на нем не нравилось. Интерес появился после поездки в Международную летнюю школу русского языка, когда я увидел, как иностранные школьники - французы, итальянцы, корейцы, македонцы - говорят по-русски. Впервые появилось это чувство: у нас есть свой язык, отдельный! Плюс повлиял переезд - тут остро чувствуешь, что ты другой, что язык у тебя другой. Я стал читать по-белорусски, развиваться - и довел язык до того уровня, что смог преподавать и даже написать самоучитель.

- Самоучитель?

Его заказало издательство «Живой язык», которое выпускает целую серию. Чуть не отказался, но потом подумал, что предложить могут кому-то, у кого с этим совсем плохо, и согласился - еще напишут какую-нибудь ерунду! Уж лучше я. Мне всегда хотелось исправить ошибки в существующих учебниках и пособиях, но при этом казалось, что этим должны заниматься авторы, для которых язык родной, которые всю жизнь на нем говорят.


На работу ушло чуть более полугода (с учетом перерывов в течение пяти лет). В книге 224 страницы. Есть несколько картинок, которые я сам рисовал (получилось так плохо, что решили оставить). Все, что по-белорусски, написано красным, а все, что по-русски, - черным.

Я сразу решил, что он будет описывать не то, как надо, а то, как есть на самом деле. Например, в словаре написано, что водитель - это «вадзiцель», а почти все говорят «кiроўца». Это единственный самоучитель, в котором рассказывается, что кроме официальной формы языка есть неофициальная, что одни и те же слова в них могут переводиться по-разному (например, «шпацыр» и «прагулка»).

Интересный факт: книга попутешествовала круче, чем я! Издательство печатает их в Индии - так дешевле. Потом грузят на корабль (вместе с белорусским плыли самоучители казахского, украинского, кыргызского языков) и отправляют в Гамбург . Дальше перегружают и отправляют в обход Скандинавии в Мурманск . А оттуда поездом в Москву.

- А как ты вообще попал в Москву?

Через университет. В 11-м классе долго мучился: хотелось работать с языками (и желательно еще с программированием). Папа обнаружил в российских вузах подходящую специальность - «Теоретическая и прикладная лингвистика». Я закончил РГГУ, сейчас живу в Москве и преподаю в двух университетах - Институте лингвистики РГГУ и в Школе филологии Высшей школы экономики. Там же я научный сотрудник.

Книги разных жанров. В школе мы читали книги про нелегкую долю народа, про войну, про селян. А в седьмом классе папа подсунул мне книгу Алеся Якімовіча «Эльдарада просіць дапамогі». Я подумал: удивительно, фантастика на белорусском? Как здорово!

Потом стал читать книги, описывающие современную реальность. Попалась книга Алены Брава «Каменданцкі час для ластавак»: про женщину, которая вышла за кубинца и уехала на Кубу. Благодаря ей была сломана установка «белорусская литература - это про белорусское селянство, а про все остальное - на русском».

Современная литература, в которой на белорусском говорят твои современники, - больший шаг к языку, чем восхищение недостижимым уровнем языка писателей-классиков. А когда он будет пройден, тогда можно наслаждаться красотами языка: я, например, очень люблю Быкова . В последнее время я читал белорусские переводы - «Оливера Твиста», два тома «Шерлока Холмса », «Зов Ктулху».

Следующий шаг Антона - выпустить аудиодополнение к самоучителю.

Трудно учить белорусскую фонетику без образцов , поэтому прошлым летом мы с друзьями озвучили все диалоги из самоучителя. Теперь надо найти время, чтобы свести их воедино и выложить.

Чиновники в Минске говорят о необходимости знать белорусский язык, но выучить его в школах страны не так просто.

В Минске можно провести целый день и услышать белорусский язык только в транспорте при объявлении остановок. Корреспондент разбиралась, есть ли у юных белорусов шанс выучить белорусский язык и достаточно ли для этого школьного курса?

Школы - русские и белорусские

По стандартам министерства образования белорусскоязычными называются школы, в которых есть хотя бы один класс с преподаванием на белорусском языке. Как пояснила DW пресс-секретарь Минобразования Юлия Высоцкая, таких школ в Беларуси почти половина (1419) от общего количества средних учебных заведений (3063) - школ, гимназий и лицеев.

Данные по состоянию на начало нынешнего учебного года чиновники ведомства обобщат в середине сентября. А в прошлом году, по официальной статистике, в белорусскоязычных школах учились 128 566 человек, в русскоязычных - около миллиона. Такая разница в числе учащихся объясняется тем, что школ с преподаванием на белорусском языке больше в сельской местности, а в них мало учеников.

В быту граждане страны называют белорусскими только те школы, где все предметы преподают по-белорусски с первого до выпускного класса, и где весь персонал школы общается с детьми и родителями по-белорусски. И только в таких школах можно полноценно овладеть литературным языком, полагает лингвист Винцук Вечерко, указывая, что абсолютное большинство детей учится в русских школах.

Помимо статистики по стране в целом это подтверждает и ситуация в двухмиллионной столице: в Минске 5 гимназий с белорусским языком обучения, еще в 5 школах есть отдельные белорусские классы, в которых все предметы преподают на белорусском языке. Всего по городу таких классов 138. Белорусские классы, пояснила Высоцкая, открывают по заявлениям родителей: для этого необходимо не меньше 20 желающих учиться на белорусском языке.

Языковые стандарты и пропорции

Программа и методики преподавания белорусского языка сегодня фактически одинаковые во всех типах школ, но ученикам русских школ не дают навыков живого языка, произношения, тематической лексики, отмечает лингвист Вечерко. В итоге, по его выражению, те, кто все же овладевает живым разговорным языком, делают это благодаря не школе, а альтернативному культурному пространству - прежде всего интернету, рок-музыке и энтузиастам, которые организуют курсы, фестивали и все, что создает среду для общения на белорусском языке.

Сегодня в Беларуси действует единый госстандарт на учебники и количество учебных часов по изучаемым предметам. Так, в первом классе русских школ в неделю шесть часов русского языка и литературы, а белорусского - один. В белорусских - наоборот. Потом количество часов выравнивается. Но это не имеет значения, полагает Вечерко, ведь в русских школах все предметы, кроме белорусского языка и литературы, преподают на русском, белорусский - всего лишь один из предметов, которым реально овладеть на уровне иностранного языка.

С той разницей, добавляет директор Белорусского гуманитарного лицея Владимир Колас, что учить английский или китайский - перспективно, потому что это может пригодиться в жизни. А учить белорусский невыгодно, неперспективно, а иногда и опасно из-за ассоциаций с оппозиционной деятельностью. Кроме того, в белорусских школах, продолжает Вечерко, учителя физики, математики или иностранных языков часто отказываются преподавать по-белорусски, потому что их этому не научили в вузе. Преподавателей физкультуры и трудового обучения, ведущих уроки по-белорусски, можно перессчитать по пальцам.

Очередь в белорусскую школу занимали с ночи

Пропорция учащихся на русском и белорусском языках, по словам Высоцкой, соответствует реальной языковой ситуации в стране: хотя в опросах большинство ее граждан указывают как родной белорусский язык, в быту они говорят по-русски. Такой расклад, замечает Колас, - результат поддержки властями исторически сложившейся ситуации: "Будто продолжается языковая политика Российской империи, в колониальной зависимости от которой Беларусь была несколько веков".

Между тем год от года растет конкурс в немногочисленные минские гимназии с преподаванием на белорусском языке, констатируют родители. Чтобы записать детей в 1-й класс 23-й минской гимназии, родители с ночи занимают очередь, и в прошлом году попасть смогли не все желающие, рассказывает DW председатель попечительского совета и мама 13-летнего ученика этой гимназии Кристина Витушко.

Она поясняет, что в первую очередь гимназия обязана принять детей по всеобучу - системе, сохранившейся с советских времен, когда за каждой школой закреплен определенный район города. Здание гимназии - старое, небольшое, первых классов всего два, и преимущество при записи в школу имеют те, кто просто оказался выше в списке желающих.

Почему родители не добиваются открытия белорусских классов?

В том, что спрос на обучение на белорусском языке есть, уверен и Игорь Палынский, лидер рок-группы Sumarok, председатель Полоцкого городского отделения Общества белорусского языка имени Франциска Скорины. "Это подтверждают резонансные истории, когда родители добивались открытия белорусскоязычных классов чуть ли не для одного ребенка. Но проблема в том, что даже среди тех, кто хочет, чтобы дети учились на белорусском, мало инициативных людей", - сетует Палынский.

Иначе смотрит на ситуацию Кристина Витушко: открытие белорусских классов - не решение проблемы. Она так объясняет преимущество белорусских школ перед белорусскоязычными классами в русских школах: "Важна не вывеска на гимназии, а то, что медсестра, физрук, другие учителя говорят по-белорусски, что ребенку на родном языке ответят в столовой, чтобы не было стрессовых барьеров во время внеклассных мероприятий - словом, чтобы была комфортная языковая среда. В русских школах ее нет".

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные