Классическая социал демократия. Социал-демократизм

Теоретики социал-демократии в только что возникших социали­стических партиях отходили от марксистской концепции революции и «переходного» государства, т.е. диктатуры пролетариата. Они сдела­ли акцент на повседневную борьбу за улучшение жизни пролета­риата при сохранении стратегической цели - построения социализ­ма, которое отодвигалось в далекое будущее. Лидер Вильгельм Либкнехт. Интеграции рабочего класса в политическую систему капитализма, о приобретении им власти в буржуазном государстве, используя для этого возможности буржу­азной демократии. Карл Каутский утверждал, что цель политиче­ской борьбы социал-демократов состоит в «завоевании государст­венной власти посредством приобретения большинства в парла­менте и превращения парламента в господина над правительством. Но не в разрушении государственной власти». Переосмысливается классовая природа государства как вырази­теля исключительно интересов буржуазии, определяются пути рас­ширения его социальных функций, что и отражается в появлении теорий социального государства и социальной демократии. Идеи социальной демократии, которые открывают широкие возможности политического участия пролетариата в отстаивании собственных интересов с помощью институтов представительства, создания раз­ветвленной системы социальных гарантий, были весьма распро­странены в Германии. Фердинанд Лассаль (1825-1864) был основателем первой социалистической партии в Германии в 1863 г. - «Всеобщий герман­ский рабочий союз», которая имела четкую программу и устав, жесткую партийную дисциплину. Ф. Лассаль сформулировал теорию социального государства. Идеология социальной де­мократии Ф. Лассаля противоречива: теоретически Она основана на классическом марксизме и в качестве программной цели предполагала революционное низвержение капитализма пролетариатом и построе­ние социализма, однако практическая деятельность партии сводилась к реформированию буржуазного общества с помощью легальной парламентской борьбы, социализации гражданского общество при сохранении его основ. Для восстановления идеальной сущности государства, по Ласса-лю, не следует прибегать к насильственной пролетарской револю­ции. Лассаль стремился соединить социализм с идеей демократии. Борьба за всеобщее избирательное право и завоевание парламентского большинства рабочим классом означала для него одновременно борьбу за социализм.

Идеология социальной демократии сложилась из ряда идей и стремлений первой половины XIX в. Еще тогда зародилась идея государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий общественный переворот. Для этого государство должно стать демократическим, со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов. Такое государство, как предполагалось, окажет помощь наемным рабочим в организации производственных мастерских, коопераций, объединений, которые постепенно вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности.



55. Идеология «нестяжательства».

Формирование официальной идеологии Московского государства происходило в борьбе с различными идеологическими течениями. Оппонентом существующей светской и духовной власти Московского царства выступало «нестяжательство» - идеологическое течение, которое развивалось в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Свое название оно получило из-за того, что проповедовало бескорыстие (нестяжание), призывая монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом (селами, земельными угодьями). В нестяжательстве выделяют два течения - духовное и обличительное. В основе мировоззрения нестяжательства лежит идея бескорыстной жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству. Подлинная жизнь, соответствующая природе человека, - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира, важно, чтобы он не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой личности. Бескорыстие было одним из необходимых условий праведной жизни, т.е. жизни «по закону Божию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу». Монахи, по учению Нила, должны вести аскетический образ жизни, отказаться от обладания имуществом, т.е. от личного стяжания. Одновременно он осудил и стяжание монастырей. Богатым монастырям он противопоставлял небольшие скиты с несколькими монахами, в которых монахи должны были содержать себя собственным трудом. Однако нестяжание - лишь одно из условий праведной жизни. Необходимо, чтобы и внешний мир, т.е. государство, общество, Церковь были организованы так, чтобы соответствовать этой жизни. По мнению нестяжателей, официальная Церковь препятствует праведной жизни, поэтому они выступали за создание новой Церкви. Эта Церковь должна была объединить людей, видящих в служении Богу не средство достижения для себя материального богатства и высокого социального статуса, но путь праведной жизни, т.е. жизни по заповедям, провозглашенным Христом, по нравственным началам, соответствующим природе человека. Внутри этой Церкви должен был господствовать культ человеческого разума и истинного Священного писания, а также дух личной свободы, отвергающий подчинение человека человеком, признающий его ответственность только перед Богом. Принцип свободы совести допускался нестяжателями лишь в пределах православной религии, в отношении иных конфессий они были нетерпимы.

56. Развитие концепции «Москва-третий Рим» в России.

в начале XVI Филофей - псковский монах в теории "Москва - третий Рим".- история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света. В теории "Москва - третий Рим" можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Именно этот аспект вызвал ожесточенное сопротивление удельных князей и боярства. Вокруг него разгорелась острая идейная борьба, принявшая при Иване III религиозную форму и продолженная при Иване IV уже со светскими аргументами Концепция "Москва - третий Рим" Свою политическую концепцию, определявшую источники, законность и сферу деятельности государственной власти в отношении подданных и главнейших институтов государства, Филофей завершил конструкцией "Москва - третий Рим". Она не стоит отдельно от его взглядов, а вытекает из них и как бы является их логическим обобщением. Анализ современных мыслителю событий, определявших судьбу его родины в острополитических ситуациях конца ХV - начала ХVI вв., приводит автора к мысли, что именно сейчас наступил тот момент, когда на Россию обратилось высшее Провидение с целью определения ее дельнейшей судьбы. Эта судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия, ибо только верное ему государства может стать объектом промысла Божьего и в данный момент есть все доказательства, что таким царствием является Россия. "Два убо Рима палоша, а третий стоит, а четвертому не быть". Величие и славу России Филофей образно сравнивает с величием и славой Рима и особенно Византии, которая издавна в глазах всех русских считалась могущественным и блестящим государством.По концепции Ф, центром православия может стать лишь политически суверенное гос-во, пользующееся всеобщим уважением и обладающее достаточной силой, чтобы защитить святыни и оказать помощь их почитателям.

История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) Коллектив авторов

2. Теоретическое обоснование политической программы социал-демократии

Развитие международного рабочего движения в 70 – 80-х годах XIX века обусловливало необходимость теоретической разработки Марксом и Энгельсом вопросов, которые возникали в нем при определении программных задач и целей. К числу важнейших теоретических работ марксизма, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие цели пролетарских партий, относится и «Критика Готской программы» Маркса.

В конце апреля – начале мая 1875 года Маркс пишет произведение, которому суждено было оказать большое влияние на последующее развитие революционной теории. Речь идет о «Заметках на полях программы немецкой рабочей партии», более известных под названием «Критика Готской программы». Как это нередко бывало, работа Маркса была вызвана совершенно конкретным поводом и преследовала четко определенные цели.

Присланный Марксу проект партийной программы призван был увенчать процесс преодоления раскола немецкого рабочего движения, наметившийся с конца 1874 года. На предстоящем в Готе объединительном съезде две крупнейшие рабочие организации Германии: социал-демократическая партия (эйзенахцы) и лассальянский Всеобщий германский рабочий союз должны были слиться в единую общегерманскую пролетарскую партию. Приветствуя объединение усилий немецких рабочих в борьбе за свои права, Маркс и Энгельс, однако, не считали, что эта задача может быть достигнута любым путем, ценой, например, серьезных уступок в принципиальных вопросах. Они видели, что соотношение сил в рабочем движении Германии меняется в пользу эйзенахцев, и полагали поэтому, что с объединением надо подождать до тех пор, пока запутавшаяся в собственных противоречиях лассальянская организация не будет вынуждена в конце концов капитулировать, а до поры до времени можно ограничиться соглашением о действиях против общего врага. Весной 1875 года наиболее реальным был второй вариант. Находившийся в состоянии глубокого внутреннего кризиса (явившегося одной из причин, побудивших часть руководства лассальянцев предпринять первые шаги, направленные в сторону соглашения с эйзенахцами) Всеобщий германский рабочий союз продолжал тем не менее почти вдвое превосходить эйзенахцев по численности и располагал более прочной финансовой базой. Это, казалось, понимали и лидеры социал-демократической партии, в частности В. Либкнехт. Тем более неприятной неожиданностью оказался для Маркса и Энгельса полученный ими проект программы, означавший, что вопрос об объединении фактически решен и что этот результат стоил социал-демократической партии серьезных идейных потерь. Отношение основоположников марксизма к случившемуся и к документу, в котором оно отразилось, оказалось зафиксировано не только в «Критике Готской программы», но и в сопроводительном письме Маркса Бракке 5 мая, а также в письмах Энгельса Бебелю 18 – 28 марта и 12 октября и Бракке 11 октября 1875 года. Их содержание во многом (но не во всем) перекликается с содержанием работы Маркса и серьезно поясняет его. Сравнение этих документов позволяет предположить, что между Марксом и Энгельсом и в данном случае было соблюдено определенное разделение труда. Помимо некоторых общих моментов, затронутых и в письмах, и в «Критике», в каждом из этих источников есть круг тем, присущий только ему, составляющий его специфику. Так, например, Энгельс совершенно не касается многих теоретических проблем, поднятых Марксом в своей работе, а тот в свою очередь ни словом не обмолвился (в самих замечаниях) о своем отношении к предстоящему объединению.

Какие цели преследовал Маркс, подвергая каждый параграф присланного ему проекта тщательному разбору? В его письме к В. Бракке и в письме Энгельса к Бебелю названы эти причины. Прежде всего, это теоретическая незрелость программы, даже в независимости от преобладания в ней лассальянских идей. Придерживаясь мнения, что «каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ», Маркс в то же время придавал большое значение научному уровню важнейших партийных документов. Он считал их вехами, «по которым люди судят об уровне партийного движения». В представленном же проекте, как писал Энгельс, все социалистические мероприятия принадлежали лассальянцам, в то время как эйзенахская партия «внесла туда только требования мелкобуржуазной демократии». Маркс также рассматривал свои замечания как предупреждение руководству эйзенахцев о возможном его и Энгельса публичном отмежевании от Готской программы, которая, по словам Энгельса, была шагом назад даже по сравнению с Эйзенахской.

В предисловии к первой публикации работы Маркса в 1891 году Энгельс подчеркнул значение «Критики» в развернувшейся в партии дискуссии о характере новой программы, которую предполагалось принять на ближайшем после отмены закона о социалистах съезде. Кроме того, он выдвинул на первый план антилассалевскую направленность Марксовых замечаний, в которых впервые ясно и четко высказано отношение Маркса к линии, взятой Лассалем с начала его агитационной деятельности, «и притом как к экономическим принципам Лассаля, так и к его тактике». Резкий тон произведения Энгельс объяснял особым вниманием своим и Маркса к немецкому рабочему движению и той ответственностью, которую они несли за его судьбу.

В работе «Государство и революция» Ленин высоко оценил положительную часть «Критики Готской программы», видя ее значение в анализе «связи между развитием коммунизма и отмиранием государства». С его точки зрения, этот позитивный момент оказался затемненным полемической частью работы, состоящей в критике лассальянства.

На первый взгляд Маркс, Энгельс и Ленин оценивали задачи, решаемые в «Критике Готской программы», не совсем одинаково. Однако никакого противоречия в этом нет. Все проблемы, на которые они обратили внимание, присутствуют в данной работе. Каждый из классиков научного социализма выделил те из них, значение которых определялось конкретными условиями рабочего движения своего времени, классовой борьбой и потребностями развития революционной теории.

Критикуя проект программы, Маркс стремился показать своим соратникам в руководстве социал-демократической партии опасность пренебрежения теорией, идейно-теоретическими принципами в практической борьбе пролетариата за свои политические и социальные права. Доказать несостоятельность многих программных положений (часть которых восходила к Лассалю) было нужно не потому, что они представляли еще серьезное препятствие на пути распространения в среде рабочих научных взглядов на цели своего движения и на пути к освобождению труда. К середине 70-х годов XIX века критическое отношение к основным агитационным лозунгам Лассаля было широко распространено даже среди его последователей. Сохранение важнейших лассалевских требований в проекте программы означало признание объединенной партией правомерности лассалевской тактики (ориентированной исключительно на законные формы политической борьбы), традиций и ценностей (включая культ создателя Всеобщего германского рабочего союза). Осознание возможности преобладания идей лассальянцев, которой было чревато объединение на их условиях, и побудило Маркса взяться за перо. Тем более что лидеры и рядовые члены эйзенахской партии в своем искреннем стремлении к столь долгожданному единству немецкого рабочего движения были полны радужных надежд и ни о каких возможных последствиях даже не помышляли.

Анализируя каждый пункт проекта, Маркс не просто доказывал его политическую и научную уязвимость, а стремился наметить путь конструктивного решения проблемы. Так рождались теоретические положения «Критики Готской программы», значение которых вышло далеко за рамки конкретных задач, обусловивших появление на свет знаменитой работы Маркса. Вряд ли правомерно утверждать, как это нередко делается, что в ней Маркс воспользовался случаем для изложения основополагающих теоретических мыслей. Он мог избрать для этого и более удобную форму, чем заметки на полях, предназначенные для пятерых руководителей социал-демократической партии (ни публикации, ни широкого распространения документа не предполагалось). Гораздо с большим основанием можно предположить, что полемика с путаными, устаревшими, а иногда и изначально неверными программными требованиями потребовала для их опровержения не только использования уже доказанных наукой положений, но и их уточнения, дальнейшего развития, что привело Маркса к ряду новых теоретических выводов.

Публикуя в 1891 году «Критику Готской программы», Энгельс хотел предостеречь немецких социал-демократов от повторения в новой программе старых ошибок. Кроме того, он расценивал работу Маркса как эффективное средство в борьбе, которую Энгельс в течение длительного времени вел против сохранявшегося в партии культа Лассаля (при том, что лассалевские теоретические положения тогда уже потеряли свою притягательную силу). Естественно поэтому, что и для него критический настрой работы Маркса продолжал составлять ее главное содержание.

И столь же понятно, что в новых исторических условиях, когда задачи коренного преобразования общества превращались из теоретических положений в конкретные действия, Ленина в первую очередь привлекло в «Критике Готской программы» то новое, что внес Маркс в разработку проблем перехода от капитализма к коммунизму, форм и функций государственной власти на этом этапе, экономических отношений будущего коммунистического общества.

С тех пор до наших дней «Критика Готской программы» продолжает находиться в сфере повышенного внимания как сторонников марксизма, так и его противников, остается объектом острых дискуссий.

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Мышление на основе моделей не является чем-то новым. Свою собственную модель разума строит каждый автор психотерапевтического метода, но мало кто готов признаться в содеянном. Терапевты в своих писаниях в основном отдают дань жанру

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ Чувственное познание - это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.Эмпирическое познание - это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает:

Из книги Том 22 автора Энгельс Фридрих

К КРИТИКЕ ПРОЕКТА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 1891 ГОДА Написано между 18 и 29 июня 1891 г.Впервые опубликовано (без приложения) в журнале «Die Neue Zeit», Bd. 1, № 1, 1901–1902 гг. и полностью на русском языке в Сочинениях К. Маркса и Ф. Энгельса. 1 изд., т. XVI. ч. II, 1936 г.Печатается по

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Эмпирическое и теоретическое познание Следующие методы познания - представляются как два основных компонента, прежде всего, научного познания:Эмпирический метод познания - это постановка экспериментов, проведение наблюдений, делание измерений, т.е., в общем -

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

5.2. Работа Ленина «Две тактики» социал-демократии в демократической революции» – закладка основ ленинской теории социалистической революции 5.2.1. Борьба за решения III СъездаБольшевистская газета «Пролетарий» продолжила линию старой «Искры» и газеты «Вперед». В первом

Из книги Инстинкт и социальное поведение автора Фет Абрам Ильич

7.3. Ленинский анализ предательства европейских социал-демократических партий в годы войны. Развенчание каутскианства. Борьба Ленина за сплочение "левых сил" в западных социал-демократиях. 7.3.1. Ленинский анализ феномена предательства социал-демократических партий

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

2. Открытые программы Самые простые инстинктивные программы предписывают животному единственную последовательность движений, выполняемых одно за другим в строго определенном порядке. У низших животных, например, у насекомых, наблюдаются врожденные, строго

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Глава первая. Теоретическое обоснование диалектико-материалистического и коммунистического мировоззрения. Борьба против философских и политических концепций буржуазного

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава четвертая. Теоретическое обоснование диалектико-материалистического и коммунистического мировоззрения. Первый совместный труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое

Из книги Основы теории аргументации [Учебник] автора Ивин Александр Архипович

3. «Критика Готской программы» К. Маркса и ее теоретическое значение Одна из важнейших работ Маркса – «Критика Готской программы» – представляет собой замечания на проект программы Социалистической рабочей партии Германии и была написана в 1875 г., в период острой борьбы

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

5. Теоретическое обоснование оценок Теоретическая аргументация в поддержку оценочных утверждений, в том числе норм, во многом параллельна теоретическому обоснованию описательных утверждений: почти все способы аргументации, применимые к описаниям, могут использоваться

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Материалистическое обоснование программы партии Период становления материалистического понимания истории по существу завершается в 1845 – 1846 гг. работой над «Немецкой идеологией». После этого начинается период развития в собственном смысле слова. Развитие

Из книги автора

Вопросы тактики германской социал-демократии в условиях «исключительного закона» против социалистов После объединения эйзенахцев и лассальянцев на Готском съезде 1875 года в единую Социалистическую рабочую партию Германии влияние социал-демократии в рабочих массах и

Из книги автора

Помощь Энгельса революционному крылу германской социал-демократии в борьбе с реформистскими элементами Благодаря помощи Маркса и Энгельса революционные лидеры германской социал-демократии сумели преодолеть колебания, вызванные в партии введением «исключительного

Из книги автора

Разработка программных положений российской социал-демократии В первые же месяцы существования группы «Освобождение труда» Плеханов подготовил для нее проект программы. После его доработки в 1885 году был создан новый вариант, предназначенный уже для российского

Под социал-демократией подразумевают теорию и практику социалистических и социал-демократических партий, которые сформировались в течение конца XIX - начала XX в. Социал-демократию

можно обозначить и как социально-политическое, и как идейно-политическое движение. Причем внутри ее существует целый ряд национальных и региональных вариантов фракций, расходящихся по своим идеологическим и политическим установкам.

Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская модель», «интегральный социализм», характерный для Австрии, т. е., говоря о социал-демократии, мы имеем дело с весьма сложным и многоплановым явлением.

Но тем не менее все названные разновидности социал-демократии с теми или иными оговорками, как правило, объединяются общим понятием - «демократический социализм». Своими корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-демократия вызревала отчасти в рамках марксизма, отчасти под его сильным влиянием. При этом главным стимулом утверждения и институционализации социал-демократии стали формирование и неуклонное возрастание в последней трети XIX - начале XX в. роли и влияния рабочего движения в лоне капиталистического развития. Более того, почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские партии, призванные отстаивать в политической сфере интересы рабочего класса.

Социал-демократия возникла как альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем обобществления средств производства и установления диктатуры пролетариата. Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму.

Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти идеи, признала существующие общественно-политические институты и приняла общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации стали парламентскими партиями и внесли существенный вклад в дело интеграции рабочего движения в политическую систему. С этой точки зрения всю последующую историю развития социал-демократии можно рассматривать также как историю ее постепенного отхода от марксизма.

Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама социально-политическая практика, которая заставляла политиков учитывать общественно-исторические реальности, приспосабливаться к ним, находить доступные пути улучшения условий жизни трудящихся. Жизненные реалии убеждали лидеров социал-демократических партий в бесперспективности революционного варианта перехода к новой общественной системе, в необходимости и возможности усовершенствовать сложившиеся институты, принять многие из ценностей, норм, принципов существующего общества. Они воочию видели, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных постепенных перемен.

Особенно быстрыми темпами процесс преодоления радикальных настроений, разработки концепции демократического социализма, ориентированной на поэтапное реформирование социального и политического строя, пошел после 1917 г., после большевистской революции в России, продемонстрировавшей перед всем миром истинную цену революционного пути перестройки общества.

Следует подчеркнуть, что именно по основополагающим принципам марксизма, касающимся революции, непримиримой классовой борьбы, диктатуры пролетариата в первые два десятилетия XX в. обозначился великий схизм, или раскол, в рабочем движении и социал-демократии. Не будь этого схизма, по-иному могла бы сложиться магистральная линия исторического развития современного мира. Но большевистская революция и созданный вслед за ней III Коммунистический Интернационал фактически институционализировали этот раскол. Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически из одной и той же социальной базы и одних и тех же идейных источников, по важнейшим вопросам мироустройства оказались по разные стороны баррикад.

Как бы предвидя возможность появления авторитарного социализма (согласно марксистской идее диктатуры пролетариата), руководители реформистского крыла социал-демократии поставили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексикон в конце XIX в. и включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Представители данного крыла с самого начала признавали правовое государство как позитивный фактор в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.

Основной вклад в разработку концепции демократического социализма внес известный деятель германской социал-демократии конца XIX в. Э. Бернштейн. Главная его заслуга состояла в отказе от тех идей марксизма, реализация которых в России и ряде других стран привела позже к установлению тоталитарных режимов. Речь при этом прежде всего шла о социальной революции, насильственном уничтожении старого мира, диктатуре пролетариата, непримиримой классовой борьбе.

Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость отказа от насильственных форм борьбы и перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности». Как писал Бернштейн, в политической области только демократия представляет наиболее пригодную форму самоорганизации общества для осуществления социалистических принципов: свободы, равенства, солидарности.

Немаловажный вклад в формирование программы нового идейно-политического течения внесли представители английского фабианского и гильдейского социализма и реформистских течений во французском социализме. Следует назвать также австромарксизм, особенно его ведущих теоретиков - О. Бауэра, М. Адлера, К. Ренне-ра, активно выступивших против большевизма и ленинизма. Были и такие национальные социал-демократические движения, которые с самого начала развивались на сугубо реформистских началах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия.

Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали своей целью построение справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В такой социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи: свобода, равенство, солидарность. Причем на первое место он ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями. Здесь перед социал-демократией возникал сакраментальный вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, одновременно не отказываясь от равенства всех членов общества?

Главную задачу социал-демократии Бернштейн и видел в том, чтобы разрешить эту антиномию. Вся последующая история социал-демократии по сути дела и есть история поисков путей разрешения этой антиномии.

В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности Г. В. Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней, как мы знаем, одержало революционное крыло во главе с В. И. Лениным.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. В 1951 г. Социалистический интернационал принял новую программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы основные ценности демократического социализма, которые по сути дела означали окончательный отказ от марксизма. Последняя точка над «i» в этом вопросе была поставлена в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958 г.) и Годесбергской программе СДПГ (1959 г.), которые решительно отвергли основополагающие постулаты марксизма о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. В последующем по этому же пути - одни раньше, другие позже (некоторые - в 1980-х годах) - пошли остальные национальные отряды социал-демократии.

Руководствуясь подобными идеями, в реализации которых государству отводилась немаловажная роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля власти или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.).

Конструктивной силой в мировом развитии в послевоенные годы стал Социалистический интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии. Европейская социал-демократия внесла немаловажный вклад в дело достижения разрядки напряженности между Востоком и Западом, в подготовку хельсинкских договоренностей, в другие важные процессы, способствовавшие оздоровлению международного климата послевоенных десятилетий.

Неоценимый вклад во все начинания социал-демократии XX в. внесли такие ее выдающиеся деятели, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Край-ский, Ф. Миттеран и др.

В целом социал-демократы выступают за постепенность и конкретность мер, принимаемых в процессе повседневной рутинной работы, за политику так называемых «малых дел», которые в совокупности и составляют движение к социализму. Такой подход в сущности стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Поэтому неудивительно, что у них общее направление политики определяется относительно краткосрочными программными документами, содержащими перечень мер, подлежащих осуществлению в случае победы на очередных выборах.

Тема 7. Политическая идеология социал-демократии

1. Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины

В течение более чем столетия одной из наиболее эффективных и жизнеспособных идеологий является социал-демократия. Он заро-дился в последней трети XIX в. внутри марксизма , но с течением времени обрел центристскую ориентацию .

Неортодоксальность и пластичность положений позволили со-циал-демократической идеологии трансформироваться в соответ-ствии с происходившими в мире переменами и интегрировать мно-гие достижения политической мысли разных направлений (в том числе марксизма и либерализма).

В настоящее время идеология социал-демократии выражает ин-тересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллиген-ции предпринимателей. Это обстоятельство во многом объясняет интерес к ней во всем мире, включая Россию, где формируются партии социал-демократической ориентации. Знание основных принципов и эволюции социал-демократической идеологии является важным фактором подготовки высокоэрудированных специалистов.

Политическая идеология социал-демократии - продукт длитель-ной эволюции. Кроме марксизма существенную роль в ее возникно-вении сыграли и другие концепции социализма XIX - начала XX вв., прежде всего кооперативный социализм, гильдейский соци-ализм, фабианский социализм, государственный социализм, христи-анский социализм и катедер-социализм. Рассмотрим основные идеи этих концепций.

Кооперативный социализм своими корнями восходит к комму-нистическим утопиям рубежа XVIII - XIX вв . Кооперативное движе-ние зародилось , прежде всего, в Англии и в значительной степени являлось реакцией беднейших слоев населения на эксплуатацию со стороны крупного торгового капитала.

Поэтому первоначально внимание теоретиков кооперативного социализма было направлено исключительно на сферу потребления . Они считали, что основой создания кооперативных обществ и пред-приятий является общность членов кооператива как потребителей. Эта общность интересов и должна, в конечном счете, привести к со-дружеству широких слоев населения не только в сфере обмена, но и производства.

Основоположником кооперативного социализма был англий-ский экономист Уильям Кинг (1786-1865 ), который увидел в возни-кающих кооперативных обществах и предприятиях средство изме-нения общества. У. Кинг и его единомышленники считали, что на смену капитализму с его классовыми антагонизмами должно прий-ти общество, основывающееся на гармонии интересов и сотрудничестве трудящихся. По их мнению, социальная справедливость мо-жет быть достигнута благодаря развитию кооперативного движения и постепенному превращению собственности его участников в пре-обладающую . В результате исчезнут наемный труд и капиталисти-ческая эксплуатация , а кооператоры будут работать на себя.

У. Кинг ориентировался, прежде всего, на английский рабочий класс. Он полагал, что сами рабочие создадут кооперативные обще-ства, которые затем смогут накопить необходимый капитал для при-обретения средств производства . Исходным пунктом образования общественных фондов, по мнению У. Кинга могли стать коопера-тивные лавки, где члены кооперативов приобретали бы себе пред-меты потребления. У. Кинг и другие теоретики кооперативного социализма считали, что их цели достижимы без политической борьбы в процессе постепенной эволюции существующих обще-ственных отношений.

Идеи кооперативного социализма имели немало сторонников и в других странах особенно во Франции . Именно в этой стране еще под влиянием идей социалистов-утопистов начала XIX в. А. Сен-Симона и Ш. Фурье развивалась производственная кооперация.

Наиболее известным французским теоретиком кооперативного социализма был Луи Блан (1811-1882 ), предлагавший преобразо-вать капиталистический строй в социалистический с помощью производственных мастерских. Он считал, что по мере накопления капитала мастерские станут преобладающими во всех отраслях про-изводства, между ними установятся отношения солидарности и со-трудничества. В конечном счете, вся промышленность станет коопе-ративной и появится возможность преодолеть безработицу .

К. Маркс и Ф. Энгельс с их акцентом на революционном преоб-разовании общества оценивали планы теоретиков кооперации как утопические и фантастические . Однако кооперативное движение дало ощутимые практические результаты и сегодня остается важ-ным фактором экономической жизни многих стран мира.

В межвоенный и послевоенный периоды идеи кооперативного социализма развивались в Бельгийской социалистической партии, Лейбористской партии Великобритании, Партии труда Израиля.

В Англии зародилось и другое, близкое к кооперативному соци-ализму течение социалистической мысли - гильдейский социализм . Он возник в первой половине 20-х гг. XX в . в недрах организован-ного рабочего движения . Наиболее крупным теоретиком гильдей-ского социализма является Дж. Коул .

Теоретическими источниками гильдейского социализма были различные социалистические концепции, включая марксизм. Но в политическом плане сторонники гильдейского социализма были противниками марксистского направления в рабочем движении .

Само название - «гильдейский социализм» - свидетельствует о том, что свой общественный идеал создатели этой социалистической теории видели в средневековых гильдиях объединявших ремеслен-ников-производителей . По их мнению, гильдии способны контроли-ровать и регулировать производство, вернуть трудящимся возмож-ность участвовать в управлении производством, преодолеть их отчуждение от труда и его результатов . Предполагалось, что дея-тельность гильдий будет строиться на демократических основах (выборность снизу доверху всех функционеров, осуществление об-щественного контроля за их деятельностью).

Гильдейский социализм изначально был неоднородным течени-ем. Некоторые его идеологи были склонны немедленно отказаться от крупной промышленности в пользу возврата к простому ремес-ленному производству как наиболее подходящему для гильдейской организации. Большинство же сторонников этой теории считали крупное машинное производство данностью, но полагали, что бла-годаря утверждению гильдейского социализма машины будут по-степенно изъяты как не обеспечивающие индивидуальные потреб-ности людей и произойдет возврат к ремесленному производству.

Гильдейская организация общества предусматривала его условное разделение на две большие группы - производителей и потребителей . Верховным органом всех производителей должен стать Национальный совет гильдий, а интересы граждан должно пред-ставлять государство. Последнее рассматривалось приверженцами гильдейского социализма как номинальный владелец средств про-изводства , поскольку реальные экономические права будут переда-ны гильдиям.

Предполагалось, что в случае возникновения конфликта между гильдиями и обществом миссию посредника в целом возьмет на себя государство , которое через суд, опираясь на общественное мне-ние, будет стремиться к решению проблемы. Предусматривался и особый орган для разрешения наиболее острых ситуаций, в котором должны быть представлены как производители, так и потребители.

Ранний гильдейский социализм выступал за постепенную наци-онализацию средств производства , которая не вызвала бы экономи-ческий хаос. Решающая роль в трансформации капиталистических отношений отводилась профсоюзам (в Англии - тред-юнионам). Сторонники гильдейского социализма считали, что через привлече-ние в профсоюзы наиболее способных и активных рабочих к управ-лению производством можно оттеснить капиталистов от хозяй-ственного управления и вынудить их самих отказаться от прав на собственность. При этом предусматривалась полная компенсация стоимости предприятий их бывшим владельцам, которая могла быть осуществлена как через участие в прибылях, так и в форме единовременной выплаты.

Теоретики гильдейского социализма свою главную задачу виде-ли не только в защите материальных интересов рабочего класса, а шире - в преодолении бесправия человека на капиталистическом предприятии, его отчуждения от процесса и результатов труда . Это-го, по их мнению, можно было бы добиться путем ликвидации ста-туса наемного труда, превращения рабочих в хозяев производства, участвующих в управлении предприятиями . Преобразование капи-тализма мыслилось через создание системы промышленной демо-кратии на производстве и самоуправления во всех сферах жизни об-щества.

Положения гильдейского социализма об «экономической демо-кратии», «рабочем контроле», «самоуправленческом социализме» стали элементами социал-демократической идеологии . Некоторые идеи гильдейского социализма могут быть использованы и при ре-шении проблем модернизации российского общества.

Особое место в становлении социал-демократической теории и практики занимал фабианский социализм . Это - комплекс концеп-ций , разработанных социалистически настроенной интеллигенцией Великобритании , основавшей в январе 1884 г . Фабианское общество . Свое название оно получило от имени древнеримского полко-водца Фабия Максима, известного своей медлительностью и укло-нением от решительных боев в войне с Ганнибалом.

Среди учредителей и членов Фабианского общества были дра-матург Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, супруги Сид-ней и Беатрисса Вебб . Общество приняло активное участие в созда-нии Лейбористской партии Великобритании.

Фабианцы выступали за постепенную замену капиталистическо-го общества социалистическим путем реформ в сфере распределе-ния и обмена . Важнейшим инструментом этих реформ они считали государство, которое, по их мнению, должно выражать интересы беднейших слоев и активно вторгаться в экономические процессы с целью сглаживания имущественного неравенства , ликвидации или хотя бы сокращения безработицы. Подобные меры рассматривались ими как социалистические.

Прообраз будущей коллективистской организации фабианцы ви-дели в потребительской кооперации . Во взглядах членов Фабиан-ского общества впервые обозначились такие основные идеи муни-ципального социализма, как развитие социальной сферы в городах, обобществление коммунального хозяйства, расширение прав мест-ного самоуправления .

Фабианцы выступали за изменение форм функционирования частной собственности путем создания акционерных обществ и ча-стичной национализации . Предполагалось, что благодаря этим ме-рам частная собственность трансформируется в социалистическую.

Еще на рубеже XIX - XX вв. фабианцами была обоснована необ-ходимость вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, регулирования уровня зарплаты, выделения кредитов фермерам. Они предлагали поставить под государственный конт-роль монополии, транспорт, инфраструктуру в целом.

Фабианское общество существует и сегодня, оказывая влияние на формирование идеологии и политики Лейбористской партии Ве-ликобритании, у истоков которой стояло и коллективным членом которого является.

Создателем концепции государственного социализма был прус-ский экономист Карл Робертус (1805-1875 ). Он не пользовался этим термином, но уповал на «идеальное государство» как главное сред-ство социальных преобразований . По его мнению, используя «го-сударственные законы», следует постепенно отобрать у имущих классов собственность на землю и капитал и передать ее в руки государства . Государство должно взять на себя функцию регулиро-вания экономики, заменить законы буржуазного общества «свобод-ными, нравственными и жизненными законами».

Сходной позиции придерживался один из предшественников со-циал-демократии Фердинанд Лассаль . В отличие от К. Робертуса. который после 1848 г. не участвовал в политической жизни, Ф. Лас-саль был тесно связан с немецким рабочим движением и внес ре-альный вклад в его организацию.

Основным элементом социально-экономических воззрений Ф. Лассаля была идея «неурезанного трудового дохода» . Он пола-гал, что распространение при помощи государства кооперативных принципов организации производства могло бы привести к созда-нию ассоциаций, которые открыли бы путь к социализму . Новый общественный строй, согласно Ф. Лассалю, и должен был обеспе-чить «неурезанный трудовой доход».

Особое место в лассальянских планах социального переустрой-ства отводилось «государственной помощи». Согласно его пред-ставлениям, идеальное «государство будущего» должно обеспечить расцвет человеческих качеств и прогрессивное развитие народов . Путь к такому государству виделся во введении всеобщего избира-тельного права, обеспечении рабочего большинства в парламенте, которое превратило бы государство в «большую ассоциацию бед-ных классов ».

Определенный вклад в формирование идейно-теоретических ос-нов социал-демократии внесли катедер-социализм и христианский социализм .

Название катедер-социализм произошло от немецкой транс-крипции слова «кафедра », так как большинство представителей это-го направления были преподавателями высшей школы. Катедер-социалисты считали, что существующие социальные антагонизмы могут привести к революции и опасались ее разрушительных по-следствий. Поэтому они выступали за государственное вмешатель-ство в экономику, установление патерналистских отношений между капиталистами и рабочими, внесение «нравственности» в экономи-ческие отношения между этими классами. По их мнению, соци-альный вопрос можно было бы решить с помощью реформ, повы-шения зарплаты, упорядочения налогов .

Катедер-социалисты оказали сильное влияние на эволюцию гер-манской социал-демократии в ее отходе от марксизма. Их взгляды вполне могут рассматриваться как один из источников современной концепции демократического социализма.

Распространение идей социализма в XIX в. отразилось и на по-зиции церкви, в лоне которой в первой половине XIX в . сформиро-вался христианский социализм. Это течение стремилось доказать возможность совмещения идей христианства и социализма, апелли-руя к евангельским текстам .

Христианский социализм проповедовал классовый мир на осно-ве любви к ближнему, призывал к преобразованию общества путем нравственного совершенствования. Он поставил в центр своей доктрины не экономические и политические, а морально-этические проблемы , оказав тем самым существенное влияние на формирова-ние идейно-теоретических основ социал-демократии.

Все вышеизложенное дает основание для вывода о том, что к рубежу XIX и XX вв. сложился мощный пласт социалистических идей, которые способствовали появлению политической идеологии социал-демократизма.

2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма

В конце XIX в . в социал-демократии наметилась тенденция к отходу от ряда положений ортодоксального марксизма из-за их не-жизненности и абстрактности. Теоретические основы реформизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он был первым, кто пришел к реформаторским взглядам, считая себя марксистом.

В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, которые анализировали процессы разрушения буржуазного общества и созревания предпо-сылок революций, Э. Бернштейн (1850-1932 ) обратил внимание на новые тенденции в развитии капитализма:

Ø рост производства и ка-чества рабочей силы;

Ø появление у работников потребности в боль-шей свободе и самостоятельности;

Ø повышение уровня жизни проле-тариата и его интеграцию в буржуазное общество;

Ø рост удельного веса средних слоев.

Исходя из этих тенденций, он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осу-ществил ревизию классического марксизма.

Э. Бернштейн подверг критике вывод К. Маркса об относитель-ном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обостре-ния противоречия между развитием производительных сил и устаре-ванием производственных отношений . Он считал, что в марксистской теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение произ-водственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным . По мнению Э. Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благо-состояния распределительные отношения превалируют над произ-водственными .

Э. Бернштейн выразил несогласие с тезисом К. Маркса о расту-щей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собствен-ности и видов экономической деятельности обусловливает чрез-вычайно высокую степень социальной дифференцированности бур-жуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности .

Следовательно, по мнению Э. Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистиче-ское эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы , лишь на-рушающих процесс естественного развития. В вопросе о собствен-ности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения.

Э. Бернштейн выступил против некоей целостной модели соци-ализма, обрисованной К. Марксом в «Критике Готской программы ». Социализм представлялся ему как идеал справедливого обществен-ного устройства и как процесс постоянного роста благосостояния и свободы индивидов, связанный с ограничением эксплуатации наем-ных работников, расширением контроля общества над производ-ством и государством . Этот процесс будет продолжаться бесконечно в соответствии с формулой «движение - это все, конечная цель - ничто».

Исходной формой социалистических общественных отношений Э. Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась , однако предполагалось, что по мере распростра-нения демократии она приобретет исключительно мирные формы . Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, со-гласно Э. Бернштейну, должны формироваться на основе компро-миссов . Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе.

Такое понимание социализма означало отказ от выводов класси-ческого марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуа-зии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вме-сто них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства .

Взгляды Э. Бернштейна встретили неприятие со стороны глав-ных теоретиков II Интернационала К. Каутского и Г.В. Плеханова , но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург . В бро-шюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э. Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его кра-ха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р. Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалисти-ческой .

Многие десятилетия теоретическая деятельность Э. Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилитация» состо-ялась только в Годесбергской программе, принятой германскими со-циал-демократами в 1959 г . Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства .

В основу позднейших разработок социал-демократии легли так-же идеи К. Каутского после его разрыва с марксизмом. Для него ха-рактерно отрицание возможности революционных перемен в стра-нах Западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся.

В 1920-х гг. К. Каутский солидаризировался с разработанной вид-ным деятелем германской социал-демократии Р. Гильфердингом те-орией «организованного капитализма», мирно врастающего в соци-ализм . Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономические кризисы, становится бо-лее устойчивым положение наемных работников . Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управ-ление ею методами «хозяйственной демократии » (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму осно-ву для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий .

В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К. Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И. Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам . Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сфор-мулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Он был одним из первых теорети-ков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента.

После краха II Интернационала в годы Первой мировой войны произошло размежевание двух потоков международного социали-стического движения - коммунистов и социал-демократов . Первые взяли курс на революционный переход к социализму, вторые - на эволюционное преобразование общества .

Большинство лидеров социал-демократических партий высту-пили с критикой идеи мировой социалистической революции и по-литики большевиков. В связи с этим В.И. Ленин назвал их «прямы-ми классовыми врагами пролетариата ».

С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых... странах» и выступили за ее полное изгнание из рабо-чего движения .

Под давлением И.В. Сталина X пленум Коминтерна в июне 1929 г . назвал все социал-демократические партии «социал-фашиз-мом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Ли-деры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР.

Определенный пересмотр отношения к социал-демократии про-изошел в 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна , взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осужде-ния социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г . Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии.

Отношения между коммунистами и социал-демократами носили достаточно конфликтный характер вплоть до XXVII съезда КПСС, взявшего курс на перестройку.

Социал-демократы задолго до коммунистических партий осоз-нали, что капитализм обладает большими ресурсами выживания и приспособляемости, способен удовлетворить широкий круг потреб-ностей людей, причем не только первичных, но и потребностей бо-лее высокого порядка . Они давно призывали коммунистов отказать-ся от иллюзий о загнивании и скорой гибели капитализма, о замене его социализмом советского образца.

Социал-демократия фиксировала следующие изменения при ка-питализме:

Ø расширение регулирующей функции государства во всех сферах общественной жизни, особенно в экономике;

Ø возрастание роли наемных работников в управлении производством;

Ø развитие процессов обобществления и социализации в основных сферах об-щественной жизни;

Ø существенный подъем жизненного уровня насе-ления.

3. Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция

Новации Э. Бернштейна и К. Каутского во многом определили содержание идейно-политической доктрины социал-демократии - концепции «демократического социализма». Эта концепция сфор-мулирована в декларации учредительного конгресса Социалисти-ческого интернационала, состоявшегося в 1951 г. во Франкфурте-на-Майне. Известная модернизация концепции была предпринята в программных документах социал-демократии 1970-1980-х гг., в частно-сти в «Декларации принципов» (1989 г.) .

Термин «демократический социализм» впервые был использо-ван в 1888 г. известным английским драматургом Бернардом Шоу . До Первой мировой войны его использовали Э. Бернштейн и О. Ба-уэр , а в межвоенный период - также К. Каутский и Р. Гильфердинг .

В дальнейшем идеи «демократического социализма» разви-вались и реализовывались партиями - членами Социнтерна, являю-щегося сегодня крупнейшим международно-политическим объеди-нением . В его состав входит более 150 партий, а их число за последние два десятилетия XX в. возросло в два раза.

«Демократический социализм » трактуется одновременно и как длительный процесс реализации ценностей свободы, справедливос-ти и демократии, и как общество будущего . Четкого определения «демократического социализма» и временных рамок его осуществ-ления не существует. Социал-демократия подчеркивает, что такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а воз-никнет лишь как новая ступень цивилизации .

Таким образом, для социал-демократов социализм - это не жесткая социальная конструкция, как у коммунистов, а скорее вдох-новляющая гуманистическая идея, содержание которой постоянно обогащается . Такое понимание социализма предполагает возмож-ность и необходимость корректировки этой идеи по мере изменения условий . Не случайно на учредительном конгрессе социал-демокра-тия отказалась от единой идеологии как идейной основы своего движения , что позволило ей избежать доктринальной узости, свой-ственной коммунистам и приведшей к сокращению их влияния в мире. Некоторые социал-демократические партии, в частности германская, вообще не употребляют понятие «идеология» в своих про-граммных документах.

Концепция «демократического социализма» представляет собой отрицание советского варианта социализма, как в содержательном отношении, так и по форме практической реализации социалисти-ческих принципов. Практика советской власти и просоветских ре-жимов рассматривается как классический образец тоталитаризма.

Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии и созда-ние «государства благосостояния».

Политическая демократия предполагает, прежде всего, много-партийность, свободу действий для оппозиции, возможность пре-бывания у власти разных партий, их сменяемость в результате вы-боров . Однопартийное правление несовместимо с политической демократией. Ее составной частью являются права человека, свобо-да печати, самостоятельность профсоюзного движения, существова-ние правового государства .

Экономическая (промышленная) демократия предполагает на микроуровне непосредственное участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), на макро-уровне - создание органов «социального партнерства» в масштабах экономики в целом, приобщение профсоюзов к совладению пред-приятиями.

И, наконец, под «государством благосостояния» понимается со-вокупность институтов, регулирующих экономику, социальную сфе-ру с целью повышения благосостояния населения. Деятельность «государства благосостояния» касается , прежде всего, социального обеспечения, жилищного строительства, образования, охраны тру-да, обеспечения занятости, политики в области культуры .

В качестве последней стадии приближения к обществу «демо-кратического социализма» рассматривается установление социаль-ной демократии . Под таковой подразумевается наполнение демо-кратическим содержанием всех сфер общественной и личной жизни, прежде всего эмансипация женщин .

Ныне европейские социал-демократы предпочитают говорить не о социализме, а об обществе социальной демократии . Но суть их мировоззренческих позиций остается неизменной.

Политическая система обществ, исповедующих идеологию со-циал-демократии (Швеция, Австрия, Норвегия, Швейцария и т д), основывается на принципах общественного консенсуса, разделения властей, социального партнерства и компромисса политических сил. Принцип общественного консенсуса , т. е. согласия социальных групп по базовым ценностям, ориентирует систему на представи-тельство интересов всех социальных групп и слоев общества . Действие этого принципа обусловлено высокой степенью культурной однородности общества, приверженностью населения идеалам де-мократии, солидарности и справедливости.

Функционально политическая система строится на сочетании , во-первых, сильной централизованной власти в лице институтов парламентской демократии и, во-вторых , эффективных структур об-щественного самоуправления с высоким уровнем финансовой и юридической самостоятельности.

Стабильность политической жизни основана на социальном партнерстве социал-демократии и буржуазных партий , на практике политического компромисса между ними. Партия, проигравшая на выборах, выступает в качестве конструктивной оппозиции, застав-ляя правящую партию выполнять взятые предвыборные обещания. В результате даже после поражения социал-демократов на выборах приходящие к власти буржуазные партии в целом сохраняют при-верженность важнейшим принципам демократии - социальной за-щиты, солидарности и справедливости.

4.

Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивили-зации - создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сме-няют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.

Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотруд-ничество и партнерство между предпринимателями и наемными ра-ботниками . При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить эко-номическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности . В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприят-ные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозмо-жен экономический прогресс.

Государство координирует отношения между предпринимателя-ми и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям , необходимым производству.

Система «социального государства» предотвращает возникнове-ние резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных от-ношениях .

Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охра-не окружающей среды . Многие партии сочетают социально-эконо-мическую деятельность с обеспечением экологических основ суще-ствования человека.

О практике западной социал-демократии наглядное представле-ние дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы.

Первый - это равновесие между трудом и капиталом , исключа-ющее возможность расширения контроля за частной собственнос-тью, будь то в виде национализации или дирижистского макропла-нирования.

Второй - это гармонизация производственных отношений , бла-годаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли произ-водства, сколько в эффективной системе переподготовки и переме-щения кадров.

Третий компонент модели - эффективные инструменты прове-дения экономической политики , включающие прогрессивную нало-говую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт.

Четвертый компонент - укорененность в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм.

В рамках общего социально-либерального подхода просматри-ваются две основные модели развития общества - германская и ан-глосаксонская (британская). Они частично являются объектом дис-куссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.

Первая из этих моделей ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уров-нях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных со-обществ, потребителей и других заинтересованных групп и органи-заций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа под-чинения меньшинства большинству.

Германская модель предполагает более существенную роль го-сударства , чем это допускают британские лейбористы. Для нее ха-рактерна целенаправленная промышленная политика , ориентированная на всемерное использование финансовых ресурсов в интере-сах хозяйства всей страны. В сфере социальных отношений акцент делается на обеспечении конструктивной роли разных обществен-ных сил в развитии экономики, в системе выработки и принятия общественно значимых решений. Перспектива германской модели - «общество участия» с элементами корпоративизма.

Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль ин-дивида и индивидуализма в системе общественных отношений . Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспек-тивы предстоящих системных изменений как в национально-госу-дарственных, так и в глобальных масштабах.

Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествля-ют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный ха-рактер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, эконо-мических и социальных отношений и наполняет их реальным со-держанием .

Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, от-дают предпочтение отношениям между индивидами и территори-альными сообществами , начиная с «соседских» и кончая региональ-ными. Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направ-ленности .

Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов». Идея институцио-нального индивидуализма органически сочетается в англосаксон-ской модели с решительной поддержкой процессов глобализации, рассматриваемых как залог общественного прогресса и дальнейше-го совершенствования демократии .

В начале 1990-х гг. выявилась ограниченность представлений со-циал-демократии в вопросе о путях достижения социальной спра-ведливости . Придавая первостепенное значение сфере распределе-ния, они нередко добивались ее расширения за счет эффективности производства и, прежде всего, новых технологий. Оказались пре-увеличенными надежды на государственное регулирование как фактор перехода к постиндустриальному обществу . В качестве сти-мулов развития экономики неоправданно акцентировалась роль об-щественных интересов и собственности, недооценивалось значение индивидуального интереса. Все это снижало уровень обеспеченнос-ти населения и ослабляло влияние социал-демократии.

По инициативе ряда видных деятелей социал-демократии - быв-шего канцлера ФРГ и многолетнего председателя Социнтерна В. Брандта , премьер-министра Франции Ф. Миттерана , премьер-ми-нистра Швеции У. Пальме , премьер-министра Испании Ф. Гонсалеса и др. теория и практика этого идейно-политического течения были обогащены новыми подходами . Основное содержание нова-ций сводится к следующему:

Ø Преодолена недооценка фактора эффективности производства . Осуществляется поиск оптимального для каждой страны соотно-шения роста эффективности производства, уровня социальной за-щищенности и благосостояния населения.

Ø Значительное внимание уделяется проблеме путей и форм укрепления демократии - децент-рализации власти, повышения роли самоуправления, использования методов непосредственной демократии, демократизации произ-водства.

Ø Социал-демократы отказались от преувеличения роли госу-дарственного сектора экономики в обеспечении социальной спра-ведливости . Разрабатываются меры для обеспечения социальной ориентации рыночной экономики.

Прежние установки социал-демократии корректируются с уче-том изменившихся условий, опыта неоконсерваторов и либералов. Стремление к реалистичной политике в некоторых аспектах сбли-жает социал-демократов с неоконсерваторами и неолибералами.

К концу 1990-х гг. западная социал-демократия в основном пре-одолела кризис, связанный с износом традиционных идей и наступ-лением неоконсервативной волны . Она вновь обрела политический вес и в ряде демократических стран является ведущей политиче-ской силой, возглавляя правительства или в качестве влиятельной оппозиции.

Используя новые возможности, социал-демократы прилагают значительные усилия для пересмотра и обновления своих про-граммных и политических установок. Их главная цель - максималь-но четко и убедительно сформулировать свое новое кредо и подве-сти под него основательную идейно-теоретическую базу .

Особое внимание уделяется анализу процессов глобализации и их влияния на социумы . На своих последних конгрессах социал-демократы заявляли о решимости воздействовать на эти процессы таким образом, чтобы они развивались на благо человечества.

В связи с эрозией суверенитета государств подчеркивается необходимость обеспечения новых гарантий личности на межгосу-дарственном, региональном и глобальном уровнях . Концепция «государства благосостояния» модифицируется в концепцию «государ-ства социальных инвестиций» с акцентом на системе образования применительно к нуждам «информационного общества». Первосте-пенное значение придается разработке путей и способов укрепления солидаристских начал в обществе, обеспечения культурного многообразия.

Перспективным направлением деятельности западной социал-демократии является стимулирование частной инициативы и актив-ности граждан не только в экономической, но и в других сферах - социальной и политической . Социал-демократы намерены содей-ствовать развитию гибкой системы трудовых отношений, способ-ствующей профессиональной и территориальной мобильности населения на национальном и международном уровнях, координи-ровать усилия по сохранению окружающей среды. Ведется интен-сивный поиск путей адаптации мигрантов , особенно выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, в европейский социум.

Решая социальные задачи, социал-демократия самим ходом событий поставлена перед необходимостью поддерживать благо-приятный нравственный климат в обществе, содействовать возвы-шению отдельного человека как личности и, следовательно, форми-рованию качественно нового состояния общества в масштабах отдельных стран и человечества в целом.

Ценностными ориентирами социал-демократов обусловлена и их внешняя политика . Значителен практический вклад социал-демократии в борьбу за ослабление международной напряженности, в ограничение влияния милитаризма на общественную жизнь. Именно социал-демократы ФРГ в начале 1970-х гг. выступили с ини-циативой проведения «новой восточной политики», которая во мно-гом способствовала проведению в Хельсинки летом 1975 г. конфе-ренции по безопасности и сотрудничеству в Европе, установлению зоны мира на всем пространстве от французского Бреста до россий-ского Владивостока .

В 1980-е гг. приоритетной целью внешнеполитической деятельно-сти социал-демократов были разоружение и развитие . Они исходи-ли из того, что «демократический социализм» невозможен без проч-ного и длительного мира, без радикального перевода средств с гонки вооружений на реформы. С разрядкой увязывались и процес-сы демократизации политических институтов в странах Запада, ут-верждения нового международного экономического порядка, реше-ния неотложных проблем развивающихся государств. В настоящее время обсуждается возможность создания социально ориентирован-ного мирового порядка .

Будущее человечества социал-демократы связывают со следую-щей дилеммой: либо демократия, нравственные ценности, требования социальной справедливости станут общечеловеческой нормой поведения, либо мир обречен на социальные и национально-религи-озные катаклизмы с непредсказуемыми последствиями . Мысль Вил-ли Брандта (будущее социал-демократии только начинается), выска-занная еще в 1970 г. на съезде СДПГ, вполне актуальна.

Социал-демократы активно поддерживают преобразования в России, оказывают ей всемерное содействие в проведении рыноч-ных реформ и создании современных властных структур . В интег-рации России и других государств постсоветского пространства в сообщество цивилизованных государств они видят важнейший фак-тор утверждения ценностей «демократического социализма».

Самобытная социал-демократическая традиция существовала и в России , где была представлена , прежде всего, партией меньше-виков , опиравшихся в рабочей среде в основном на квалифици-рованных и культурных пролетариев, которые не принимали боль-шевистского максимализма и экстремизма, но достаточно четко ориентировались на идеалы демократии и социализма и цивилизо-ванные методы их достижения. Эта традиция сохранялась и в совет-ский период, несмотря на гонения и репрессии.

Тем не менее, даже в деятельности правящей партии (за исклю-чением сталинского правления) просматриваются социал-демо-кратические подходы . При жизни В.И. Ленина - это новая эко-номическая политика , совмещавшая разные хозяйственные уклады и способствовавшая подъему жизненного уровня населения. В 1950-1970-е гг. - это поворот от конфронтационного соперничества двух социально-экономических систем к мирному сосуществова-нию и разрядке, выдвижение концепции общенародного государ-ства, обязательство руководства СССР соблюдать права человека, взятое на себя в подписанном в Хельсинки (1975 г.) Заключитель-ном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В 1970-1980-е гг. постепенно расширялось научно-информационное поле, связанное с социал-демократической проблематикой. Это об-стоятельство косвенно влияло на развитие социал-реформистских настроений в КПСС, причем в разных эшелонах.

«Ренессанс» социал-демократии в СССР произошел лишь в годы перестройки. В конце 1980 - начале 1990-х гг. предпринимались попытки превратить КПСС (или ее часть) в партию социал-демо-кратического типа . Обсуждался вопрос о возможности создания двух конкурирующих партий. Однако такой сценарий остался нере-ализованным. К настоящему времени социал-демократическое дви-жение в России не стало реальной силой .

В силу сложившейся ментальности и в связи с резким соци-альным расслоением общества, вытеснением значительной части населения в зону бедности растет интерес к фундаментальным иде-ям социал-демократии, особенно к идее сочетания эффективной рыночной экономики с социальной справедливостью и защищенно-стью. Формируется и соответствующий вектор политического раз-вития.

Программные документы основных политических партий и дви-жений в явной или неявной форме содержат в себе элементы соци-ал-демократической идеологии - ориентацию на правомерность различных форм собственности, государственное воздействие на экономические и социальные процессы, социальную солидарность, эволюционный реформизм, политический прагматизм и т. д.

Многие политические деятели различной ориентации признают актуальность для России идей и опыта социал-демократии, их спо-собность консолидировать общество для создания устойчивой по-литической системы и эффективной экономики. Идет поиск органи-зационных форм становления российской социал-демократии.

Процесс превращения российской социал-демократии в массо-вую и влиятельную силу будет продолжительным . В настоящее вре-мя для нее отсутствует широкая социальная база . Она появится тогда, когда завершится формирование рыночной экономики и основных социальных групп - предпринимателей и наемных работ-ников, когда возникнет необходимость выражать интересы всех, ра-ботающих по найму, а также представителей малого и среднего биз-неса . Для того чтобы социал-демократия стала заметным явлением в политической, социальной и духовной жизни России, необходима и активная просветительская деятельность .

Появление в России сильной социал-демократии, по своей при-роде ориентированной на ценности консенсусной политической культуры, могло бы способствовать преодолению в обществе тради-ций конфронтационности, решению проблем модернизации одно-временно в социальном и нравственном контексте.

Наличие в России мощной и влиятельной социал-демократиче-ской партии явится одним из главных условий вхождения ее в сооб-щество цивилизованных стран, где разумно сбалансированы инте-ресы различных социальных групп в условиях рынка и частной собственности.

Подытоживая вышеизложенное, можно выделить следующие характерные особенности социал-демократии :

Во-первых , это неприятие идеи революционной ломки обще-ства, приверженность принципу социального партнерства;

Во-вторых , открытость идеологии, т. е. возможность ее форми-рования на основе различных, порой противоположных по своему содержанию идей, взглядов и представлений о социальной действи-тельности;

В-третьих , ориентация на «демократический социализм», трак-туемый не только как идея, но и как процесс длительных, неограни-ченных во времени общественных преобразований;

В-четвертых , приверженность принципу нахождения полити-ческого консенсуса при решении спорных проблем;

В-пятых , отношение к социальной защищенности трудящихся как приоритету при решении социально-экономических проблем.

Литература

Брандт В. Демократический социализм. Статьи и речи. Пер. с нем. М.: Республика, 1992.

Горбачев М.С. В интересах большинства. Социал-демократический проект для России / Под ред. Б.Ф. Славина. М.: Культурная революция, 2007.

Громыко А.А. Победы и поражения современной социал-демократи-ческой Европы // Полис. 2000. № 3.

Декларация принципов Социалистического интернационала, принятая на 1-м конгрессе, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне 30 июня -3 июля 1951 г // Политология. Хрестоматия / Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006.

Европейские левые на рубеже столетий / Ред. В.Я. Швейцер. М.: Ин-ститут Европы РАН, 2005.

Каутский К. К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») Пер. с нем. 2-е изд. М.: УРСС, 2003.

Мысливченко А.Г. Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // Вопросы философии. 2001. № 11.

Мысливченко А.Г. Перспективы европейской модели социального госу-дарства // Вопросы философии. 2004. № 6.

Орлов Б.С. Социал-демократия история, теория, практика. Работы 2000-2005 гг. М.: Собрание, 2005.

Перегудов С. Западная социал-демократия на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6.

Работяжев Н., Романов Б. Российская социал-демократия: проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9.

Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. М, 2001.

Социал-демократия сегодня. Сб. ст. / Отв. ред. Б.С. Орлов. М.: РАН ИНИОН, 2002.

Шведские ученые о шведской модели и ее российских трактовках // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8.

Социал-демократия – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ и мирного завоевания власти.

Социал-демократизм характеризуется материалистической трактовкой общественной жизни; подходом к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа; гуманистическим характером текущих и конечных целей; социальным коллективизмом; историческим оптимизмом.

Теория социал-демократии создавалась в трудах Бернштейна (он же отклонялся от идей Маркса: считал, что социализм входит в жизнь постепенно, а не через революцию; говорил о приходе к власти при социализме через выборы). Название «социал-демократия» принадлежит Бернарду Шоу.

Основные принципы социал-демократии:

  • - свобода
  • - равенство
  • - солидаризм

Его основные признаки:

  • - отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;
  • - приверженность принципам демократического парламентаризма;
  • - ориентация на политический плюрализм
  • - приоритет мирных, демократических средств достижения социалистических целей;
  • - участие государства в регулировании экономики и развитие рыночных механизмов (этот пункт стал иметь силу после 20 гг 20го века);
  • - приверженность концепции социальной защищенности населения;
  • - ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.

До 1952 г социал-демократия считалась ветвью марксизма. Затем от марксизма отказались, т.к. коммунисты продолжили настаивать на диктатуре пролетариата. По идейному содержанию социал-демократизм стала отличается от марксизма. После второй мировой войны в некоторых европейских странах социал-демократы стали приходить к власти через парламентские механизмы и осуществлять программы реформ, тем самым доказывая правильность своих теоретических установок. И тот исторический спор, который развивался в течение более 100 лет между социал-демократами и коммунистами можно считать решенным в пользу социал-демократии.

Практика: Швеция, Австрия, Израиль – все это страны, считающие себя социал-демократическими. В десятке наиболее удобных для жизни людей стран – 6 скандинавских.

В течение продолжительного времени Социал-демократическая партия Германии была образцом для подражания со стороны социал-демократов других стран. В истории соц.-демокр. партии Германии особую роль сыграл Бад-Годесбергский съезд партии 1959 г., во время которого был объявлен курс на "левую народную партию". Это означало отказ от узкоклассового подхода. Немецкие социал-демократы заявили о своем намерении представлять интересы всех слоев немецкого общества. Это отнюдь не означало пренебрежения к интересам рабочего класса и профсоюзов - традиционной социал-демократической базы; но партия "открылась" для среднего класса и интеллигенции. Правильность такого подхода нашла свое подтверждение в наше время в условиях структурной перестройки промышленности и перехода к информационному обществу, когда в социальной структуре увеличился удельный вес служащих и представителей сферы услуг с присущей последним особой системой ценностей (внимание к собственной карьере, стремление к самореализации, заинтересованность состоянием экологии).

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные