Когда милостыня во вред….

Как учила монахиня Сепфора - когда будете просить, не говорите "пожертвуйте" , а "сотворите святую милостыню" и люди сами будут вам давать, что имеют. Эти слова священные...Сам Господь сказал: "Милости хочу, а не жертвы " (МФ.12,7).

Вот сразу и всплывает вся моя сиротская жизнь передо мной. Мне сегодня 44 года, а все не покидает меня "милость".Нет, не так - милость Божья!!!Все у меня есть, всем одарил Господь...Здоровье, семья, дети, дом - всё, что ценится в мире...Но есть еще кое-что - моё сокровенное в жизни - это встреча с Богом, с Божьей Матерью, со всеми святыми. Нет, не воочую, а с любовью сердца. Первое, что я встретила и осознанно поняла в жизни - это Любовь и Милость, то на чём держится наша жизнь. Вспомнилось как ко мне стали добры люди, когда я в девять лет осталась без мамы. Строгие учителя - жалостливыми, соседские мальчишки перестали обижать, "папа" перестал пить горькую, сёстры обратили на меня внимание. Теперь я понимаю для чего так происходит, а тогда девочкой всё твердила:" Мама, зачем ты меня родила и как я буду жить без тебя... "

Потом только в 33 года, когда я переступила порог Храма Божьего я всё поняла. Для милости Божией. Вся моя жизнь это возможность людей совершить великую милость. "Святую милостыню" в их жизни, людей с которыми сводил меня Господь! О милости Божьей ко мне - надо писать книгу, вернее о тех людях, что дарил мне Господь. Когда-то соберусь и напишу, но сейчас о Благотворительном фонде "Русская Береза"

Где то там, за 60 км г.Славянск, а у нас пролетают самолеты, где-то Одесса, а у нас новости и недопонимание - почему?...А затем одногодка сына 25 лет в гробу со Славянских боев, а затем защита г.Рубежное, взрываются мосты через Северский Донец. Затем начинают уезжать знакомые, соседи у кого маленькие дети и внуки. Кто в глубь страны, а кто в Россию. Мы сидим, тревожно, но пока все только где-то над головой...19 июня 2014 года в 24 часа стекла задрожали, взрыв где-то рядом. Господи!!! Сын - ему же в ночную, а бомбят кажется именно шахту. Говорю мужу - беги, узнай. Вдруг дверь открывается своим ключом и сын говорит - собирайтесь, в центр города, к бабушке, кажется начинается. Паника - нет...Полное оцепенение мозга, СТРАХ ОКУТЫВАЕТ ВСЁ...Бегом, торопит сын, взрывы учащаются. В ночных рубашках, накинув поверх что-то темное, что бы не видно было, бежим...У бабушки темно, но это в целях безопасности, свет включать нельзя. Господи, спаси, сохрани и помилуй нас грешных. Вот и вся молитва. Всю ночь... 1 час ночи - взрывы, 2 часа ночи - взрывы, 3 часа ночи - реже, 4 утра - утихло, бомбили окраины. Утром сборы в никуда, лишь бы дочь спасти Настеньку.

Всю дорогу лил дождь, все 700 км и не за нами буря, а мы в бурю. Ливень стеной. Господи довези!!! в дороге же всякое бывает и довез... Господи устрой и устроил. Дали дачу друзья. Господи покорми - и стучится соседка по дому с продуктами, за ней другая...Господи одень и везу уже три мешка одежда себе и дочке. Бабушки из храма, что в селе собрали всё...Господи - холодно ночами вот уже несут люди одеяла и подушки. Господи - тарелок, чашек нет - держите, пожалуйста, пользуйтесь. Может еще чего надо... Спасибо тебе Господи, а как тебе теперь послужить, как отблагодарить за твою любовь.

Стою молюсь в храме на ст. м. Бауманская в Богоявленском соборе. Приложилась ко всем иконам. Молитва одна - направи пути во благо, дай мира Украине, вразуми, спаси. Уже уходя в полумраке храма увидела газеты, беру не глядя, повернулась на поклон - передо мною ящик для сбора средств беженцам Украины, положила копеечку - может кому-то хуже, чем нам приходится, помоги им Господи...Выйдя на улицу, посмотрела в газету, а там все мои молитвы и сбылись. И отблагодарить могу, и послужить могу и пожертвовать могу и все со Словом и Благодарением Господа. Слава тебе Господи, спасибо, ЧТО СЛЫШИШЬ МЕНЯ ГРЕШНИЦУ и даешь всё по молитве.

"Сотворите святую милостыню" - спасибо Благотворительному фонду "Русская береза" за возможность исполнить слова данные Богом. Спаси Вас всех Господь.

Милостыня - добродетель, угодная Богу, но она теряет едва ли не всю цену, когда честолюбивый благотворитель подаёт её с гордостью, со тщеславием, любуясь в душе собственным милосердием или выставляя его напоказ, и она не будет достойна небесной награды, по слову Господа Иисуса Христа:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 1-4).

Итак, если сердце наше милостиво, то будем творить благотворить втайне. Святитель Николай в этом случае - наш наставник.

Приняв пресвитерский сан, святой Николай прилагал труды к трудам; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте... В это время его родители преселились в вечную жизнь. Получив в наследство их имение, святой Николай роздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, но, отрекшись от всяких мирских желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс.24:1); «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10); «На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой» (Пс.21:11).

И была рука его простерта к нуждающимся, на коих она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями. Вот одно из многих дел его милосердия.

Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда уже он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу. О горе, к каким недостойным мыслям приводит крайняя нищета! Имея сию нечистую мысль, муж сей хотел уже исполнить свое злое намерение. Но Всеблагой Господь, не хотящий видеть человека в погибели и человеколюбно помогающий в бедах наших, вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу, для утешение в нищете и предупреждение от греха. Святой Николай, услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал к нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты и греха. Однако он не пожелал оказать свое благодеяние тому мужу открыто, но задумал подать ему щедрую милостыню тайно. Так святой Николай поступил по двум причинам. С одной стороны, он хотел сам избежать суетной человеческой славы, следуя словам Евангелия: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф.6:1).

С другой стороны, он не желал оскорбить мужа, бывшего некогда богачом, а теперь пришедшего в крайнюю нищету. Ибо он знал, как тяжела и оскорбительна милостыня для того, кто от богатства и славы перешел в убожество, потому что она напоминает ему о прежнем благоденствии. Посему святой Николай счел за лучшее поступить по учению Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3).

Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой. Утром муж тот встал и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он пришел в великий ужас и не верил своим глазам, потому что ниоткуда не мог ожидать такого благодеяние. Однако, перебирая монеты пальцами, он убедился, что пред ним в самом деле золото. Возвеселившись духом и удивляясь сему, он плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, и ничего не мог придумать. Приписав сие действию Божественного Промысла, он непрестанно благодарил в душе своего благодетеля, воздавая хвалу пекущемуся о всех Господу. После сего он выдал замуж старшую свою дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото, Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха. Приготовив другой мешок золота, такой же, как и первый, он ночью, тайно от всех, через то же окно бросил его в дом мужа. Встав поутру, бедняк опять нашел у себя золото. Снова он пришел в удивление и, пав на землю и обливаясь слезами, говорил:

– Боже милостивый, Строитель нашего спасения, искупивший меня самою кровью Твоею и ныне искупляющий златом дом мой и моих детей от сетей вражьих, Сам Ты покажи мне слугу Твоего милосердия и человеколюбивой Твоей благости. Покажи мне того земного Ангела, который сохраняет нас от греховной погибели, чтобы я мот узнать, кто исторгает нас от угнетающей нас нищеты и избавляет от злых мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой мне щедрою рукою неизвестного мне Твоего угодника, я могу отдать замуж по закону и вторую свою дочь и тем избежать сетей диавола, который хотел скверным прибытком умножить и без того великую мою погибель.

Помолившись так Господу и возблагодарив Его благостыню, муж тот отпраздновал брак второй своей дочери. Уповая на Бога, отец питал несомненную надежду, что Он и третьей дочери подаст законного супруга, снова даровав тайно благодетельствующею рукою потребное для сего золото. Чтобы узнать, кто и откуда приносит ему золото, отец не спал ночи, подстерегая своего благодетеля и желая его видеть. Немного прошло времени, как ожидаемый благодетель явился. Христов угодник Николай тихо пришел и в третий раз и, остановившись на обычном месте, бросил в то же окно такой же мешок золота, и тотчас поспешил к своему дому. Услыхав звон золота брошенного в окно, муж тот насколько мог быстро побежал вслед за угодником Божиим. Догнав его и узнав, потому что нельзя было не знать святого по его добродетели и знатному происхождению, муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель.

– Если бы, – говорил он, – не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе с своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения.

И еще много подобных слов говорил он святому со слезами. Едва подняв его с земли, святой угодник взял с него клятву, что он во всю свою жизнь никому не поведает о том, что с ним было. Сказав ему еще многое на пользу, святой отпустил его в дом свой.

О милостыне

Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения с своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9: 7). .

Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25: 40). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй , сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением (Рим. 12: 8). Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах (1 Пет. 1: 4); для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших. .

Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. .

Много практикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, продавшим за сребреники Господа славы; купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыне и в украшении и снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалованье, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да примут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище. .

Благо во всех отношениях – подавать нищим: кроме помилования на Страшном суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к большим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно и праведно. .

Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и, по-видимому, не заслуживает подаяния, – отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, – покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки? .

Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех (Тов. 12: 9), чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивии помиловани будут (Мф. 5: 7). .

Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих и, в особенности, о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к Нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющейся в бесконечные веки; влеки туда и всех, сколько есть сил. .

О нынешних благотворениях. – Ты полною мерою вкушаешь блага земные, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше, значит делаешь добрые дела без малейшего самоотвержения. Не велики дела твоих благотворений. А то что еще есть? Какие благотворения мнимые? С благотворительною целию делают увеселения, т. е. прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже – ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. Не сотворим злая, да приидут благая (Рим. 3: 8). Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете! Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6: 25). .

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ (Мф. VI, 1-4, 16-18)Берегитесь того, чтобы не делать правду для людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в правде вашей уж заслуги пред Отцом вашим на небе.Так что когда ты милостив к людям, не труби перед собой, как комедианты делают в

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

О МИЛОСТЫНЕ, ПОСТЕ И МОЛИТВЕ Мф. VI, 1. Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми, с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного.Берегитесь того, чтобы не делать правду 1 для 2 людей только для того, чтобы они видели. Если так, то нет в

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 18. О МИЛОСТЫНЕ. В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

О скупости и о милостыне духовной 15 января 1948 г.Вчера пятичасовая служба так утомила меня, что я не успел приготовить проповеди, не думал говорить сегодня, но меня укоряет Великий Василий, который ни одного дня не пропускал без проповеди, поэтому кое-что скажу вам.Вы

Из книги Передаю вам слово души моей. Письма автора Задонский Георгий Алексеевич

О милостыне и благотворении 1.51. Коломенскому купцу Якову А.К.Почтеннейший о Господе!Мысли и обстоятельства житейские, по разным приключениям, иногда так сильно стесняют сердце, что тяжело вздохнуть, - вот что приключается в жизни нашей!! Пожалуй, кто изволит, может

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 141 крестьянину Николе Ч., о внутренней милостыне Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчета. Иисус, прозревая нечистые побуждения фарисея, не омыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое

Из книги «Пастырь» автора Герма

Письмо 217 православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за

Из книги Творения автора Синайский Нил

Подобие десятое О покаянии и милостыне I. После того как я написал эту книгу, тот ангел, который вручил меня пастырю, пришел в дом мой и сел на ложе, а справа от него стал пастырь.Позвал ангел меня и сказал:– Я поручил тебя и дом твой этому пастырю под его

Из книги Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря автора Чичагов Серафим

О нищете, сребролюбии, попечительности и милостыне 1.234. Софиану, стражу при дворце.Господь наш Иисус Христос в удел нищете дал блаженство, потому что она одна умеет соблюдать меру человеческой бедности, ненавидит надмение, укращает высокоумие, смиряет помыслы, посрамляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

21. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться исполнять следующую заповедь Божию: будете милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36),

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

О милостыне и молитве Остерегайтесь, однако, выставлять свою праведность напоказ, не будет вам иначе награды от Отца вашего Небесного.2 Вот и когда подаешь милостыню, не труби на весь свет, как поступают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди восхваляли их. Поверьте

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

О милостыне Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Из книги автора

Неделя 18. О милостыне В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в

– Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова : «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить – хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

– Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило : «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

– Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

:

– Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

:

– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» –
провал в духовной жизни

:

– Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, – не давайте ему денег. Если он нищий – купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!

Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

:

– Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы – это во-первых, а во-вторых – это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

10.08.14 | | Источник: www.ortodox.donbass.com

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацаненка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали все утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с нагловатыми ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Теть! Теть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацаненок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный, старший, сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдем в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тетенек», у которых еще мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тетка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны перешли на шепот. Видно, опасались, что выгонят из храма. Пошептавшись, решили, видимо, перебираться в другой храм. Еще немного потоптались у свечного ящика, но, по всей видимости, поняв, что у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Как вдруг внимание одного из них привлек стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой у ребят было туговато, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и опершись локтями на стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись. Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец, они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, что служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая... Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг ее разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками.

А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать, попрошаек. Как вечная, святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария ВОЛОСЮК

www.ortodox.donbass.com


В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные