Мсфо и их роль в экономической жизни общества. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): функции, принципы и документы Что входит в мсфо

МСФО разрабатываются и принимаются Советом по международным стандартам финансовой отчетности - СМСФО. Это единственная всемирная организация, которая разрабатывает МСФО. Совет был создан в 1973 г. по соглашению между профессиональ­ными организациями десяти стран. В настоящее время включает более 150 членов-организаций из 110 стран.

Работа СМСФО финансируется за счет взносов профобъединений, различных компаний, за счет прибыли от публикации МСФО.

СМСФО решает задачи:

Разработка единого комплекта стандартов, которые обеспечивают формирование качественной, прозрачной и сопоставимой информации пользователей;

Распространение стандартов в международной практике;

Конвергенция стандартов МСФО и национальных учетных стандартов (конвергенция - сближение различных экономических систем).

С 2001 г. в СМСФО произошли существенные структурные изменения. В настоящее время структура СМСФО выглядит следующим образом.

Структура Совета по международным стандартам финансовой отчетности

Попечительский совет

Назначает членов правления, консультативного совета, комитета по интерпретациям. Решает вопросы по публикации, распространению, точному применению стандартов. Принимает бюджет правления и проводит анализ эффективности его деятельности. Решает другие организационные и стратегические вопросы

Консультативный совет. Вносит в повестку работы правления актуальные проекты, проводит консультации по текущим вопросам

Правление. Разрабатывает МСФО, утверждает интерпретации. Проводит совместную работу с консультативным советом

Комитет по интерпретациям. Интерпретирует положения стандартов, которые носят неоднозначное толкование, а также вопросы, не нашедшие отражения в стандартах

Одновременно стандарты СМСФО были переименованы:

КМСФО - СМСФО

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - International Accounting Standards Committee (КМСФО - IASC)

Совет по международным стандартам финансовой отчетности - International Accounting Standards Board (СМСФО - IASB)

Международные стандарты учета - International Accounting Standards (МСФО - IAS)

Международные стандарты финансовой отчетности - International Financial Reporting Standards (МСФО - IFRS)

Стандарты, выпущенные К МСФО с 1974 г., нумеровались с цифры 1. IAS 1«Представление финансовой отчетности».

С 2002 г. стандарты С МСФО, также нумеруются с цифры 1. IFRS 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

Таким образом, есть по два первых, вторых и седьмых стандарта.

В целом комплект документов для подготовки финансовой отчетности в формате МСФО состоит из трех частей: раздела «Принципы», стандартов и их интерпретаций.

Комплект документов МСФО

Принципы

Стандарты

Интерпретации

Основополагающий документ, с учетом положений которого разрабатываются стандарты. В Принципах представлены основополагающие положения и определения, необходимые для подготовки финансовой отчетности

В каждом стандарте содержится:

Сфера применения;

Определения;

Признание и оценка объекта учета;

Раскрытие информации в финансовой отчетности;

Другая необходимая информация

Интерпретации принимаются уже после вступления в силу стандарта. Применяются в случае различных толкований или для уточнения отдельных положений стандартов

Российские страховые компании: переход на международные стандарты финансовой отчетности

В статье рассматриваются методологические и практические вопросы перехода российских страховых компаний на Международные стандарты финансовой отчетности; оцениваются последствия такого перехода для самих компаний и страхового рынка в целом; приводятся практические рекомендации по трансформации отчетности страховых компаний в формат МСФО.

Ключевые слова: страховые компании, страховой рынок, рейтинг надежности страховых компаний, международные стандарты финансовой отчетности, трансформация отчетности.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские страховые организации обязаны, начиная с отчетности за 2012 год, составлять, предоставлять собственникам и регулирующему органу исполнительной власти (Федеральной службе по финансовым рынкам) и публиковать отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

По данным на начало 2015 года, в России насчитывалось 404 компании, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области страхования . При этом только 78 российских страховых организации вошли в рейтинг надежности страховых компаний по версии национального рейтингового агентства «Эксперт РА» на конец 2014 года. Из них 47 имеют рейтинг категории «А++», «А+», «А» и 9 - категории «В++» и «В+» .

Наличие у страховщиков рейтинга надежности значительно повышает доверие к компаниям, как со стороны потребителей страховых услуг, так и со стороны потенциальных инвесторов, обеспечивая тем самым стабильность страхового рынка. Но необходимым условием для присвоения рейтинга национальными и зарубежными агентствами является открытость деятельности страховой компании, которая может быть достигнута только при подготовке отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому переход страховых организаций с 2012 года на Международные стандарты финансовой отчетности стал важным этапом на пути повышения «уровня зрелости» национального страхового рынка.

Переход страховых компаний на международные стандарты сопряжен с рядом проблем как методологического, так и практического характера. Методические рекомендации по составлению страховыми организациями отчетности по МСФО, разработанные Федеральной службой по финансовым рынкам , охватывают все основные аспекты подготовки отчетности: содержат рекомендуемые формы отчетности, порядок отражения в соответствии с МСФО активов и обязательств, доходов и расходов, методы расчета страховых резервов и оценки их достаточности, примеры анализа страховых рисков и т.п. Однако эти рекомендации вышли слишком поздно (21 марта, а срок сдачи отчетности в ФСФР - до 1 мая), чтобы страховые компании могли полноценно ими воспользоваться.

Во-вторых, на рынке наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, способных подготовить отчетность в соответствии с требованиями МСФО, и далеко не все из них разбираются в специфике страхового бизнеса. Кроме того, не хватает аудиторов, имеющих опыт аудита отчетности по международным стандартам.

В то время как крупные страховщики создают для целей подготовки отчетности по МСФО целые отделы и налаживают ведение параллельного учета, небольшие страховые компании, как правило, обращаются в аудиторские и консалтинговые компании за услугами по трансформации отчетности. При этом суммарные затраты на составление отчетности и ее аудирование составляют в среднем от 300 до 600 тыс. руб., что является для мелких страховых организаций весьма существенными затратами.

Как показывает практика специалистов консалтинговых компаний, основные проблемы, возникающие при трансформации отчетности страховых организаций в соответствии с требованиями МСФО, связаны с тем, что зачастую перед началом процедуры трансформации возникает необходимость исправить ошибки, допущенные в отчетности по РСБУ.

В структуре пассива баланса страховой компании значительный удельный вес приходится на страховые резервы, что дает в руки недобросовестных страховщиков инструмент по сокрытию доходов путем завышения размера резервов. Несмотря на то, что страховые резервы по РСБУ формируются в строгом соответствии с Правилами, утвержденными Минфином РФ , у страховщиков остаются некоторые возможности по манипулированию цифрами резервов, в первую очередь резерва произошедших, но не заявленных убытков.

В свете вышесказанного перед началом процедуры трансформации необходимо убедиться, что все требования российского законодательства в области бухгалтерского учета соблюдены и в отчетности отсутствуют какие-либо ошибки и искажения.

Трансформация отчетности включает несколько основных этапов:

  • - сбор информации о компании за ряд периодов (обычно три), начиная с даты перехода на МСФО (бухгалтерская отчетность с пояснениями; оборотно-сальдовые ведомости; план счетов организации; приказы об учетной политике; данные аналитического учета по финансовым вложениям, страховым резервам, начисленным страховым премиям и страховым выплатам, дебиторской и кредиторской задолженности и некоторым другим активам, обязательствам, доходам и расходам; сведения о государственной регистрации, полученных лицензиях и собственниках капитала и др.);
  • - формирование учетной политики страховой компании в соответствии с требованиями МСФО;
  • - реклассификация статей российской бухгалтерской отчетности и формирование на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по РСБУ пробного отчета о финансовом положении и пробного отчета о совокупном доходе по МСФО;
  • - внесение в пробные отчеты о финансовом положении и о совокупном доходе по МСФО трансформационных корректировок, отражающих различия в учетной политике по российским и международным стандартам.

Корректировки вносятся путем построения сводных трансформационных таблиц на три даты - дату перехода на МСФО (она должна быть установлена не позднее, чем за два года до конца отчетного периода), конец сравнительного и конец отчетного периода. При этом все трансформационные корректировки подразделяются на те, которые относятся на нераспределенную прибыль прошлых лет и те, которые влияют на чистую прибыль отчетного периода. Для проведения расчетов по отдельным статьям отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе могут создаваться вспомогательные трансформационные таблицы;

построение на основе данных отчета о финансовом положении и о совокупном доходе отчета об изменениях в капитале. Различия в составлении данного отчета по национальным стандартам и МСФО не столь существенны, однако следует обратить внимание на такие отсутствующие в российской форме позиции, как «резерв по переоценке финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи», «неконтролирующая доля акционеров», «изменение справедливой стоимости производных финансовых инструментов, имеющихся в наличии для хеджирования»;

формирование отчета о движении денежных средств. Для упрощения процедуры трансформации целесообразно использовать прямой метод, предусмотренный в РСБУ и допускаемый международными стандартами. При этом итоговые показатели отчета о движении денежных средств не изменятся (за исключением случая, когда компания привлекает кредит в форме овердрафта, что у страховщиков встречается крайне редко), но возможна реклассификация статей.

МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» содержит менее жесткие рамки по классификации денежных потоков по видам деятельности, чем это предусмотрено российскими стандартами. Например, движение денежных средств от покупки или продажи торговых ценных бумаг может рассматриваться либо как операционная, либо как инвестиционная деятельность;

составление пояснений к отчетности. В отличие от РСБУ, международные стандарты содержат требования не только к раскрытию информации, содержащейся в отчетности, но и к проведению финансового анализа: в частности, необходимо проанализировать начисленные страховые премии и выплаты, а также достаточность страховых резервов в разрезе видов страхования, дать оценку чувствительности финансовых результатов к различным видам финансовых и страховых рисков и др.

Кроме того, МСФО 1 «Первое применение МСФО» содержит дополнительное требование, предъявляемое к первой отчетности, составленной по международным стандартам, - проведение сверки капитала на дату перехода на МСФО и дату окончания сравнительного периода (который предшествует отчетному), и сверки совокупного дохода на дату окончания сравнительного периода. Указанные сверки должны отражать и объяснять все существенные корректировки и содержать оценку влияния перехода на МСФО на финансовое положение и финансовые результаты компании. Необходимо также пояснить существенные корректировки в отчете о движение денежных средств страховой организации.

Основные трансформационные корректировки отчетности страховых компаний при переходе на МСФО:

  • - корректировка уставного капитала с учетом гиперинфляции, если компания была создана до 2003 года, когда экономика нашей страны считалась гиперинфляционной;
  • - резерв незарботанной премии может быть пересчитан исходя из брутто-премии (в соответствии с РСБУ он рассчитывается на основе базовой премии, т.е. за вычетом аквизиционных расходов);
  • - резерв произошедших, но не заявленных убытков, который для целей составления отчетности по РСБУ насчитывается по формуле, предусмотренной в Правилах (по сути, это модифицированный метод Борнхюттера-Фергюсона, применяемый к треугольникам развития оплаченных убытков), в МСФО может быть рассчитан с использованием любого другого актуарного метода или их комбинации. Таким образом, каждый страховщик получает возможность максимально точно оценить свои страховые обязательства, используя тот метод, который будет учитывать специфику конкретной страховой организации;
  • - восстанавливается стабилизационный резерв, поскольку МСФО не предусматривают создание страховых резервов на выравнивание убыточности;
  • - в случае, если проведенный анализ выявил недостаточность резерва незаработанной премии, на недостающую сумму создается дополнительный страховой резерв - резерв не истёкшего риска. Методика его расчета предложена в рекомендациях ФСФР ;
  • - резервы убытков пересчитываются с учетом фактического размера расходов на урегулирование убытков, т.к. РСБУ при расчете резервов предусмотрено включение нормативной величины указанных расходов в размере 3 % от суммы резервов;
  • - доли перестраховщиков в страховых резервах корректируются в соответствии с изменением размера резервов;
  • - проводится тестирование активов (основных средств, нематериальных активов, финансовых активов ИНДП, дебиторской задолженности, доли перестраховщиков в резервах) на предмет обесценения и в случае необходимости создаются соответствующие резервы или (в зависимости от установленных для каждого вида активов правил) результаты относятся на прибыли и убытки периода;
  • - пересчитываются отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО), которые в отчетности по международным стандартам будут представлять собой сумму разницы между стоимостью активов (обязательств) по российскому бухгалтерскому и налоговому учету и разницы между стоимостью активов (обязательств) по МСФО и РСБУ; - из страховых премий, начисленных в отчетном периоде, исключаются премии по договорам страхования, ответственность по которым наступает в будущем периоде; - процентные доходы по финансовым вложениям категории ИНДП должны быть пересчитаны в соответствии с методом эффективной процентной ставки;
  • - аквизиционные затраты (вознаграждения страховым брокерам и перестраховочные комиссии), которые по правилам российского бухгалтерского учета признаются расходами в момент признания, в МСФО могут быть капитализированы (отсрочены);
  • - отражаются в отчетности по МСФО расходы, которые были фактически осуществлены, но не признаны в отчетности по РСБУ вследствие отсутствия на момент составления отчетности соответствующих документов.

Согласно с МСФО 4 договор может быть признан страховым только при наличии значительного страхового риска. В соответствии с данным критерием не попадают под определение договоров страхования операции по обязательному медицинскому страхованию, а также некоторые договора по страхованию жизни.

Последние квалифицируются как инвестиционные и учитываются в соответствии с требованиями МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Если ряд договоров страховой компании был исключен из состава страховых, то суммы начисленных страховых премий и выплат будут переквалифицированы в состав прочих доходов и расходов, соответствующие суммы дебиторской и кредиторской задолженности по операциям страхования - переведены в состав прочей, а страховые резервы - восстановлены и заменены на прочие обязательства.

Все трансформационные корректировки относятся на счет нераспределенной прибыли прошлых лет и чистой прибыли отчетного периода.

Ожидается, что переход на МСФО поможет определить реальную рентабельность страхового бизнеса за счет более полной реализации принципа соответствия по времени полученных доходов и расходов, более точных расчетов страховых резервов и т.п. Кроме того, наличие в отчетности по МСФО анализа доходов и расходов по видам страхования и анализа рисков будет способствовать повышению эффективности стратегического управления страховыми компаниями.

Влияние перехода на МСФО на финансовые показатели страховых компаний

Страховые

компании

Отклонение статей финансовой отчетности по МСФО от РСБУ, %

Прибыль (убыток) до налогообложения млн. руб.

Страховые

Страховые

Согласие

Страхование

Транснефть

Транссиб Ре

В табл. 1 приведены данные по ряду крупных страховых компаний, отражающие влияние перехода на международные стандарты на отдельные статьи финансовой отчетности. Так, у 6 из 7 страховых компаний снизились страховые резервы в пределах от 5 до 24 %, размер активов в большинстве случаев не претерпел значительных изменений, а показатели прибыли до налогообложения и рентабельности активов изменялись как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Итак, переход российских страховщиков на Международные стандарты финансовой отчетности должен сделать страховой рынок более «прозрачным», повысить доверие к страховым компаниям со стороны потребителей и потенциальных инвесторов, показать реальные финансовые результаты страховых организаций и повысить эффективность корпоративного управления.

страховой стандарт финансовый отчетность

Использованные источники

  • 1. Медиа-информационная группа «Страхование сегодня» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/register.
  • 2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru. 3. Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам России от 21.03.2013 №13-ДП-12/9549 «О методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 года в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
  • 3. Приказ Министерства финансов РФ от 11.06.2002 № 51-н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».
  • 4. Рэнкинг страховых компаний по МСФО: стремление к транспарентности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/insurance/disire to йапрагеп!

Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам . Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО , знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности – независимая организация, члены которой утверждаются Комитетом по назначению. Члены Комитета, в свою очередь, номинируются на должность в процессе широкого обсуждения Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) с компаниями и академическими кругами. МФБ насчитывает 156 бухгалтерских ассоциаций, в которые входят 2 млн членов, в т. ч. из России. Деятельность Совета по международным стандартам поддерживается и финансируется на добровольных началах аудиторскими фирмами, ассоциациями и коммерческими организациями .

Совет проводит консультации по всем своим проектам. Аудиторские фирмы, компании, академические круги и любой желающий могут представить письмо-комментарий в поддержку или с критикой будущего стандарта. При недостаточной поддержке нового стандарта со стороны будущих пользователей и после анализа конструктивной критики новый стандарт может претерпеть значительные изменения или вообще быть не принят. Для одобрения решения о принятии, корректировке или аннулировании стандарта МСФО необходимы голоса 8 членов Совета из 14. МСФО не являются обязательными, и Совет по международным стандартам не может требовать, чтобы компании при составлении отчетности следовали МСФО. Более того, в каждой стране существуют национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которым должны следовать компании – резиденты этих стран.

Наиболее известными национальными стандартами являются Общепринятые принципы бухгалтерского учета США – ГААП США.

Считается, что международные стандарты финансовой отчетности являются наиболее разработанными бухгалтерскими стандартами. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах , например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия .

Международные стандарты базируются на основных принципах составления финансовой отчетности: начисления, существенности, приоритета содержания над формой, непрерывности деятельности и т. д. В отличие от МСФО национальные стандарты многих стран, как правило, представляют собой свод подробных правил, детально описывающих порядок учета хозяйственных операций и исключений из этих правил. Однако следует отметить, что российские стандарты становятся все более близкими к МСФО, и действующие в настоящее время ПБУ почти полностью соответствуют международным стандартам, хотя некоторые различия сохраняются до сих пор.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные