Возрождение КГБ: СМИ узнали о новом Министерстве госбезопасности. Пересадки органов, или возвращение мгб

В России готовится реформа силовых и правоохранительных ведомств. Еще до президентских выборов 2018 года будет создано Министерство государственной безопасности (МГБ). Об этом в понедельник сообщает "Коммерсант", отмечая, что создать новую структуру планируется на основе Федеральной службы безопасности (ФСБ), включив в него Службу внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны ().

Речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета государственной безопасности СССР (КГБ), пишет издание. МГБ, в частности, будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах. Кроме того, сотрудники ведомства получат право не только расследовать возбужденные Следственным комитетом и МВД дела, но и осуществлять процессуальный надзор за ними, сообщил информированный источник издания.

После этой реформы Следственный комитет России, вероятно, утратит самостоятельность и станет структурой при прокуратуре России.

Министерство обороны, наоборот, будет усилено. В его состав войдут войска гражданской обороны, а также спасательные, пожарные и другие службы МЧС, пишет "Коммерсант".

По данным источников, готовиться к проведению реформы начали вскоре после ликвидации Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, функции которых перешли МВД.

В последние недели в СМИ появлялись сообщения о возможных отставках руководителя Следственного комитета Александра и главы МЧС Владимира Пучкова.

В силовых и правоохранительных структурах намеченную реформу официально не комментировали.

Чего ждать гражданам РФ и мировому сообществу от новых планов по реформированию российских спецслужб? Тему обсуждают правозащитник Сергей Григорьянц , генерал КГБ Олег Калугин , историк спецслужб Юрий Фельштинский .

Ведущий – Владимир Кара-Мурза-старший .

Владимир Кара-Мурза-старший: В России готовится реформа силовых и правоохранительных ведомств. Еще до президентских выборов 2018 года будет создано министерство государственной безопасности (МГБ). Об этом в понедельник сообщает "Коммерсант", отмечая, что создать новую структуру планируется на основе Федеральной службы безопасности, включив в него Службу внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны.

То есть речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, пишет издание. МГБ, в частности, будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Чего ждать гражданам России и мировому сообществу от новых планов по реформированию российских спецслужб? Об этом мы сегодня поговорим с нашим гостем – правозащитником, основателем Правозащитного фонда "Гласность" Сергеем Григорьянцем.

Сергей Иванович, удивлены ли вы такими планами? Или вы нечто подобное предполагали?

Сергей Григорьянц: Я считал это вполне возможным, но по другим причинам, чем то, о чем обычно говорят. В основном из-за того, что происходит сейчас в Европе.

В этой реформе, я думаю, самое важное – это то, что гигантское Управление внешней разведки, которое в значительной степени спланировало и осуществило и путч в России, и приход КГБ к власти, которое вывезло русский золотой запас и многочисленные финансовые средства буквально изо всех советских структур, и главное, которое наполняло – этим очень активно занимался Евгений Примаков – в течение 20 лет Европу и Соединенные Штаты советской агентурой, что и довело Западный мир до такого, к счастью, не хаотического, но очень напряженного состояния, которое царит сейчас, – вот эта Служба внешней разведки опять оказывается под руководством директората ФСБ. То есть теряет свою самостоятельность.

Владимир Кара-Мурза-старший: У нас на связи Олег Калугин, народный депутат СССР, в прошлом генерал КГБ, ныне проживающий в США.

Олег Данилович, вы согласны с Сергеем Ивановичем, что "планы наполеоновские", а в центре всей реформы будет стоять Служба внешней разведки?

Олег Калугин: Я бы не стал указывать на внешнюю разведку как главный фактор политической обстановки в России ни в прошлом, ни в настоящее время. Главную роль всегда играли внутренние органы госбезопасности, которые контролировали общественное мнение, экономику, по сути, были готовы к организации любого переворота в пользу их руководителей. Разведка в этом смысле занималась другими делами.

А что касается нынешних процессов в России, то я бы их назвал "путинизация страны". Может быть, это не новый термин, но это как раз показатель того, что органы госбезопасности заняли, я бы сказал, ведущее место в стране, определяя ее и внешнюю, и внутреннюю политику. Конечно, это не "сталинский вариант", по сути, "путинский вариант" – это реставрация старых советских приемов, методов и образа жизни.

Владимир Кара-Мурза-старший: Но уже один раз был МГБ, как мы помним.

Сергей Григорьянц: Да. И до этого спецслужбы Сталиным всегда объединялись и делились для того, чтобы одну противопоставить другой. Скажем, чтобы с помощью Меркулова создать противовес Берии.

Но в основе того, что сейчас происходит, кроме того, что я сказал, и что мне кажется все-таки очень важным, не надо забывать, что Путин – это продолжатель дела Андропова. У Андропова был отдельный кабинет в Ясенево, то есть там, где располагается внешняя разведка. И даже на партийном учете он стоял в нелегальной разведке.

Конечно, в основе этой реформы стоят недоверие и страх. Один из обозревателей очень точно, по-моему, сказал, что Путин делит людей на врагов и на предателей. Вот сейчас он больше всего боится предательства. И в этой реформе прежде всего – недоверие к армии. У армии забрали Военную прокуратуру, поставили вторично и усиленно под контроль МГБ, который, в общем, всегда был, но сейчас это повторяют. И главное, прибавили ей части МЧС: поручили разбор завалов, подтоплений, пожаров.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ну, кризис же...

Сергей Григорьянц: Да, с одной стороны, кризис. С другой стороны, все это резко понижает уровень армии.

В то же время это и уже реализованное недоверие к МВД, у которого, создавая Национальную гвардию, забрали все силовые структуры. Одновременно, как ни странно, притом что отдается Следственный комитет, по-видимому, это недоверие и к прокуратуре. Если раньше у прокуратуры было хотя бы мнимое, но все-таки хоть какое-то Управление по контролю над следствием в органах КГБ, то теперь наоборот: КГБ контролирует следствие в объединенном МВД.

И все-таки это еще и несомненное недовольство и недоверие к Службе внешней разведки, которая, по-видимому, с точки зрения Путина, на Западе сейчас ведет себя слишком агрессивно, опасно и ставит все российское руководство в положение всеми признанных разбойников.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем мнение историка Юрия Фельштинского, соавтора книги "Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина". Он считает, что переименование ФСБ в МГБ вполне вписывается в линию Путина по возвращению советских символов и названий.

Юрий Фельштинский: Я думаю, что если вы зададите Владимиру Путину вопрос, как он хочет войти в историю... Ну, понятно, что он уже много лет президент России, тем не менее, он хочет еще войти в историю. Он вам абсолютно искренне ответит, что он хочет войти в историю как человек, воссоздавший Советский Союз.

И мы видим, что делаются какие-то мелкие вроде бы попытки воссоздать элементы Советского Союза. Это и возврат старого, советского гимна, и возврат старой, советской мелодии информационной программы "Время", и переименование новостного агентства в ТАСС. Хотя, в общем-то, никакого Советского Союза вроде бы нет. Но есть попытки прихватить когда-то принадлежавшие Советскому Союзу территории.

Так что, я думаю, эта идея по переименованию и реструктуризации ФСБ, конечно, укладывается в общую концепцию возврата максимального количества возможных элементов бывшего Советского Союза. Если речь идет о воскрешении старого проекта – изначально 2004 года, потом июня 2016 года – по переименованию ФСБ в МГБ, то это как раз укладывается в общую программу переименований. Потому что МГБ существовало в СССР в самый сложный исторический период – с 45-го по 54-й год, если я не ошибаюсь. То есть после Второй мировой войны и до смерти Сталина включительно. Это если говорить про философию переименований.

Владимир Кара-Мурза-старший: Олег Данилович, только ли возвращением терминологии можно объяснить планы обитателей Кремля?

Олег Калугин: Нет, терминология – это просто публичные высказывания, касающиеся реальных экономических, политических изменений в сторону большей концентрации власти в руках нынешнего кремлевского руководства. По сути, власть уже сконцентрирована в руках Кремля. Но все-таки еще какие-то еще не уничтоженные силы в стране, которые пытаются поднять голос протеста, какого-то диссидентства. Вот надо устранить это и восстановить старую, если не такую кровавую, как сталинская, но все же диктатуру органов госбезопасности.

Владимир Кара-Мурза-старший: А хочет ли МГБ скрыть все преступления органов госбезопасности, даже новейшего времени? Сергей Иванович, какие бы злодеяния вы приписали рукам, может быть, не самих сотрудников, но их мозговым центрам? Может быть, начиная со взрывов домов, с 99-го года.

Сергей Григорьянц: Конечно, идет постоянное и на всех уровнях переписывание истории. И в первую очередь истории советских спецслужб. Причем очень любопытно, что, казалось бы, уже давно ушедшие люди и события по-прежнему вызывают у них напряженный интерес. Скажем, биография великого русского писателя Варлама Шаламова, которая по-прежнему активно переписывается. Причем не только в России, где в общем мемориале вывесили доски, мягко говоря, с сомнительным рассказом о его биографии, явно написанном на Лубянке. Но на днях крупный филолог из Германии мне рассказывала, как с ней специально полемизировали явно присланные люди в американских университетах.

То есть это переписывание истории или, по крайней мере, уж наверняка забвение таких вещей, как взрывы домов в Москве, как начало первой и второй чеченских войн, и многое другое – все подвергается гораздо большему замалчиванию или искажению, чем это вполне успешно делалось все последние 20 лет. И к сожалению, выросло поколение, которое, может быть, и хотело бы сейчас какой-то большей свободы, каких-то связей с Западным миром, но оно совершенно не знает, что происходило в России в конце 80-х – начале 90-х годов. Они не знают, что была миллионная "ДемРоссия", что было гигантское общественное движение "Мемориала", которое выводило всю русскую интеллигенцию на улицы. Все это было успешно забыто. И это бесспорная вина, к сожалению, русских журналистов, в том числе и называющих себя демократами.

Недавно на Радио Свобода были откровения одного из ленинградских журналистов, который уж так поливал грязью всех своих коллег!.. Он сейчас живет за границей. И так разоблачал их продажность, их связи со спецслужбами – все что угодно. Ну, куда мне до него?.. По-моему, это было интервью Дмитрия Волчека. Но была очень странная особенность в его гигантском и во многом справедливом интервью. Он при этом все время объяснял, что вся русская интеллигенция продалась, она была труслива и ничтожна, и именно поэтому все элементы демократии, которые были более или менее завоеваны, оказались потерянными. Он хотел смешать вину правозащитников, вину журналистов с искусствоведами, с инженерами, с бухгалтерами, которые тоже были трусоваты, которые тоже не защищали эти 20 лет русскую демократию. Но они ведь и не давали по своей профессии обязательств делать это. У правозащитников и журналистов есть профессиональная обязанность – говорить правду. И если они этого не делают, то это уже предательство.

Владимир Кара-Мурза-старший: Юрий Фельштинский считает, что реструктуризация госбезопасности в России имеет давнюю историю.

Юрий Фельштинский: Вообще, госбезопасность – структура настолько гадкая, что она нервирует и удручает даже тех людей, которые либо в ней работают, либо пользуются ею из своих каких-то корыстных политических или экономических соображений и напрямую от нее не страдают. То есть не обязательно нужно быть жертвой КГБ, ФСБ, МГБ, чтобы недолюбливать эту структуру. Поэтому начиная с 17-го года, когда она была создана, она переименовывалась и реструктуризировалась безумное количество раз, приводя всякий раз к "чисткам". Потому что до 56-го года включительно времена были очень жесткие. И каждый раз, когда эта структура реформировалась, летели головы, в том числе руководителей российских спецслужб.

Так что идея реструктуризировать эту структуру естественна для ФСБ и для правительства. Потому что если правительство видит угрозу в ФСБ, то ФСБ отчасти всегда видит эту угрозу в правительстве, которое пытается эту структуру как-то переподчинить и реформировать.

Владимир Кара-Мурза-старший: Олег Данилович, сколько вы пережили на своем веку реформ ваших "родных" органов?

Олег Калугин: До отъезда в Соединенные Штаты в 95-м году... Собственно, я не собирался здесь оставаться, но так получилось, что у нас лично с Путиным произошла публичная перепалка, и у меня не было иного выхода, как просить убежища в Соединенных Штатах. Я бы сказал, что наиболее просвещенной, если можно так выразиться, организация становилась в годы Андропова. Он, пожалуй, был единственным руководителем органов, который пытался найти какое-то оптимальное решение, то есть отказаться от сталинских приемов и в то же время не допустить чрезмерной либерализации. И в этом смысле он был реформатором.

Кстати, был еще один человек по-своему выдающийся, но, к сожалению, мало проработавший, – Евгений Примаков. Вот если бы они были оба у власти сегодня, я думаю, что Россия могла бы быть иной страной, а не той, которой она сейчас становится.

Владимир Кара-Мурза-старший: А есть ли такая функция, чтобы дистиллировать народное сознание?

Сергей Григорьянц: Я с Олегом Даниловичем не согласен вовсе. Да и с господином Фельштинским, пожалуй, тоже. Жесткая реформа КГБ началась отнюдь не в 56-м году, а началась сразу же в 53-м году. Хрущев уже осенью выступил перед руководством КГБ с речью о том, что спецслужбы должны играть совсем другую роль в государстве, должны быть сокращены, а преступники в них должны быть наказаны. И это, надо сказать, вполне исправно делал Иван Серов, до Шелепина, до Семичастного. И все-таки небольшое количество людей было расстреляно – прямых убийц, а больше тысячи крупных офицеров были отправлены зачастую в совершенно позорную отставку – рядовыми. 11 лет правления Хрущева – это были единственные годы, когда спецслужбы не оказывали влияния ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику Советского Союза.

Владимир Кара-Мурза-старший: Вы ведь пишете книгу про Хрущева.

Сергей Григорьянц: Да, у меня есть книжка о Хрущеве, есть в интернете уже и книга об Андропове. Суть не в этом.

С одной стороны, конечно, Хрущев расправлялся с наследием Берии, с другой стороны, он никогда, даже в собственных интересах не дал возможность подняться КГБ. Что сразу же сделал интеллигентный Андропов.

Но тут есть довольно распространенная иллюзия. Русская интеллигенция, русские диссиденты чаще всего считают, что основными противниками КГБ были как раз мы. Нас сажали, мы боролись. Но на самом деле по масштабам Андропова ему диссидентское движение казалось незначительным, когда ему понадобилось, он его уничтожил, в 80-м году. А до этого считал его даже полезным, потому что как Народно-трудовой союз на Западе, диссидентское движение дало ему возможность создать в первую очередь Пятое управление и Пятую линию в КГБ, которые обязаны были помогать всем, якобы для борьбы с инакомыслием, а на самом деле для контроля над всем Советским Союзом.

Владимир Кара-Мурза-старший: Конечно, задача была несоразмерная...

Сергей Григорьянц: Тем не менее, ему это в большой степени удалось. Он восстановил во всех районах отделения КГБ, на заводах и в институтах.

Владимир Кара-Мурза-старший: Особые отделы, да?

Сергей Григорьянц: Да. То есть все то, что было уничтожено при Хрущеве.

Владимир Кара-Мурза-старший: А вы лично знакомы с Филиппом Бобковым?

Сергей Григорьянц: К счастью, нет. Бобков – одна из самых зловещих и лживых фигур. Его чудовищная роль, в особенности уже после смерти Андропова, по созданию якобы демократических средств массовой информации, по оболваниванию русской интеллигенции, русского народа и Запада совершенно недооценена, и он ее успешно скрывает в своих книгах.

Владимир Кара-Мурза-старший: Юрий Фельштинский считает, что после этой реформы укрепится личная власть Владимира Путина.

Юрий Фельштинский: Я думаю, что то, что происходит или произойдет, если произойдет, с реструктуризацией ФСБ, нужно попробовать уложиться в общую линию следующих событий. И вот если мы эту взаимосвязь найдем, мы, наверное, сможем ответить на вопрос: что и почему происходит? Первое событие, которое я считаю знаковым, – апрель 2016 года, снятие Виктора Иванова. Второе событие – это создание Национальной гвардии. И третье событие – снятие Сергея Иванова. Я думаю, что если мы найдем взаимосвязь между этими тремя событиями, мы поймем, что происходит.

Наверное, правильно считать, что это попытка Путина укрепить личную власть в стране перед выборами, которые рано или поздно произойдут. Хотя эти выборы, конечно, можно свести к чистой формальности, и понятно, что на этих выборах снова победит Путин, но вот именно для того, чтобы эти выборы оказались действительно пустой формальностью, чтобы Путину не нужно было ломать голову над тем, есть ли какие-то лица или структуры, конкурирующие с ним за власть, Путин проводит эти мероприятия. С одной стороны, снятие двух достаточно влиятельных, может быть, даже самых влиятельных генералов ФСБ, двух Ивановых – Виктора и Сергея. С другой стороны, создание Национальной гвардии, как некоего противовеса ФСБ.

Ведь российская армия исторически никогда не играла, не может и не будет играть никакой политической роли в стране. То есть опираться на армию кому-либо из политических деятелей абсолютно бессмысленно. Российские генералы – самый трусливый элемент в российской политической жизни. Поэтому создание Национальной гвардии укладывается, безусловно, в концепцию укрепления личной власти, то есть создания каких-то военных структур, на которые может опираться президент. И реформирование ФСБ, я думаю, подпадает под эту же самую логику и концепцию.

Владимир Кара-Мурза-старший: А похоже ли, что Путин ищет опору для режима личной власти, и именно этим продиктована начавшаяся реформа?

Олег Калугин: Да, я считаю, что это именно процесс укрепления собственной власти и удержания ее в своих руках как можно дольше. То есть не по срокам конституционным, ни по выборам, а чтобы остаться у власти по возможности до самого, так сказать, конца. "Путинизация страны" во многом соответствует мнениям, высказанным ранее, в частности Фельштинским. А Национальная гвардия – это, по сути, жандармерия. И это показатель того, что нынешнее руководство России не собирается уходить ни при каких обстоятельствах и укрепляет свои возможности, в том числе военным путем, через полицию и через жандармерию.

Владимир Кара-Мурза-старший: А каким образом может смениться существующий режим в России, если он всегда будет страховаться реформами спецслужб?

Сергей Григорьянц: Конечно, упоминание отставки двух Ивановых вполне оправдано. Все это является страхом перед предательством, возможным заговором внутри российского руководства. Создание Национальной гвардии – это возможность предусмотреть какие-то народные взрывы возмущения. Хотя, конечно, мы уже так увлечены словами, что мы совершенно не помним, что на самом деле они значат. Жандармерия – это структура, которая имела в губернии двух сотрудников, и только в Москве и в Петербурге их было по пять. И сопоставлять российскую жандармерию с нынешней Национальной гвардией, в общем, неправильно. Тем не менее, если отвлечься от терминологии, это попытка сосредоточить всю власть у себя.

Довольно удивительным является то, что так много и так бесстрашно Путин сейчас собирает власти у ФСБ. Правда, у ФСБ нет силовых структур. Но всегда стараются создавать противовесы. А сейчас буквально все силовые структуры оказываются зависимыми именно от ФСБ. По-видимому, у него есть какие-то личные для этого основания, какие-то особенно близкие и доверенные там люди.

Владимир Кара-Мурза-старший: А это уже последний акт реформы? Или еще есть какие-то ресурсы, чтобы потом сконцентрировать власть еще раз?

Сергей Григорьянц: Я думаю, что это далеко не последняя попытка.

Владимир Кара-Мурза-старший: А что еще можно будет сделать?

Сергей Григорьянц: Можно делать все что угодно. Потом может оказаться, что в ФСБ сосредоточено слишком много власти, и надо будет ее опять разделить. Действительно, это постоянно осуществляемые методы удержания власти и руководство всеми властными структурами. И этот процесс никогда не меняется. Он постоянно происходил у Сталина.

Владимир Кара-Мурза-старший: Можно даже вспомнить Ивана Грозного. Опричнина – это было нечто подобное.

Сергей Григорьянц: Да, конечно.

Владимир Кара-Мурза-старший: Олег Данилович, какие аналогии действиям нынешнего кремлевского руководства приходят вам на ум?

Олег Калугин: Я думаю, речь идет о дальнейшем укреплении "путинизации страны". Конечно, это не культ личности – такого не может быть в России при Путине. Тем не менее, это укрепление авторитарной власти Путиным и органами госбезопасности, управляющими страной. То, что сейчас происходит, – это очередной шаг, очередной этап в развитии так называемого путинского государственного управления.

Владимир Кара-Мурза-старший: А почему вы считаете, что не может быть при нынешнем президенте культа его личности? По выражению Шолохова: "Был культ личности, но была и личность!"

Олег Калугин: У Сталина после окончания Второй мировой войны и победы над гитлеризмом были какие-то основания для популяризации его имени и создания культа Сталина. А у Путина, по сути, ничего такого за спиной нет. Более того, есть много чего, о чем люди помалкивают, а против тех, кто говорит, полоний применяют или еще что-нибудь.

Владимир Кара-Мурза-старший: Юрий Фельштинский считает, что вызов российской власти могла бы бросить только Федеральная служба безопасности.

Юрий Фельштинский: ФСБ, из которой и с помощью которой пришел Путин к власти, на которую он опирался и опирается все эти годы, одновременно

является единственной силой, которая может в случае чего ему противостоять. То есть это не армия, не парламент, не какие-то политические оппозиционные силы, типа Касьянова и Навального, – безусловно, это ФСБ. То есть это единственная структура, которая чисто теоретически может конкурировать за власть с Путиным. Вот поэтому, мне кажется, происходит то, что происходит.

Сергей Григорьянц: Наверное, это правильно для характеристики современного состояния армии. Но я бы не забывал любопытной аналогии того, что сейчас произошло в Соединенных Штатах, и того, что произошло в Советском Союзе в 84-м году. Тогда как раз Советский Союз был очень близок к военной форме управления, когда после Черненко, по всем представлениям, и хотел, и должен был руководить Советским Союзом Дмитрий Устинов. И вдруг на учениях он как-то странно чуть-чуть простудился и начал покашливать. И этого покашливания ему хватило для того, чтобы умереть, и министру обороны Чехословакии, который по глупости стоял рядом с ним на этих учениях, тоже пришлось умереть через 10 дней.

В Советском Союзе армия бывала в разном положении. И ее всегда боится власть. Боится и сейчас. Но среди сил, которых надо опасаться Путину, я бы все же... Полковник Гудков напомнил, что Национальная гвардия, скорее всего, создана не для борьбы с бывшими диссидентами, а с совсем другими формами недовольства. Но главное, конечно, недовольства тем положением, в которое поставил Путин всех российских людей, имеющих миллиарды, когда к ним во всем мире уже относятся только как к бандитам и источникам терроризма, в общем, всей среде, пришедшей с Путиным и когда-то близкой к нему. И им это положение не нравится. Им хочется вывозить деньги из России, но жить на Западе. Поэтому Путину, конечно, нужна очень мощная спецслужба для того, чтобы бороться с этим проявляемым или не проявляемым, но несомненным внутренним недовольством людей, обладающих большими возможностями.

Владимир Кара-Мурза-старший: По-моему, офицеры КГБ не склонны внутри своей корпорации плести заговоры против своих же государственных руководителей.

Сергей Григорьянц: А Андропов?!

Владимир Кара-Мурза-старший: Ну, в "хорошее" время.

Олег Калугин: Действительно, я жил в такое время, когда это было невозможно, когда Андропов был руководителем. Кстати, Крючков, который со временем вышел на политическую арену, был главным организатором неудавшегося путча в 91-м году. Как раз это попытка КГБ вернуть себе власть в стране, но она, к счастью, провалилась. Я не верю, что в нынешних условиях возможно восстановление старых режимов типа сталинского. Андроповский режим был относительно либерален. А сегодняшний режим в России как раз более консервативен, чем андроповский.

Сергей Григорьянц: Мне трудно согласиться с тем, что андроповский режим был более либеральным. Он нам казался чуть либеральнее. Он запуганной и в значительной степени продавшейся советской интеллигенции казался либеральным. Тем не менее, именно при Андропове миллион человек был частью посажен в "психушки", частью взят на психиатрический учет, с которого одновременно этот миллион человек был снят в начале 90-х годов. Опять-таки кроме 70-й статьи Уголовного кодекса существовала еще и 190 "прим", которая была гораздо страшнее 70-й, и по которой сидело больше людей, чем по 70-й. Хотя опять-таки внешне было создано представление, что это было всего три года. Но это три года, когда ты один, а против тебя и достаточно чудовищная уголовная среда, и администрация. Так что андроповский режим отнюдь не был либеральным. Он был гораздо более хитроумным.

Владимир Кара-Мурза-старший: Они сбили южнокорейский "Боинг". Что ж здесь хитроумного?

Сергей Григорьянц: Ну да. Плюс к этому хитро сбили южнокорейский "Боинг". Ведь его же сбили именно потому, что они способны были рассуждать только все такими же представлениями о том, что со всех сторон – враги, и все можно делать безнаказанно.

Владимир Кара-Мурза-старший: И все дозволено, как говорил Достоевский.

Олег Данилович, была ли необходимость сбивать южнокорейский "Боинг"? Или высылать Юрия Петровича Любимова? Чем запомнился Андропов.

Олег Калугин: Ведь такие вопросы решал не Андропов. Мне приходилось общаться с Андроповым довольно часто, причем в приватной обстановке. И он отличался относительно либеральными взглядами. Я помню, когда "еврейский вопрос" стоял очень остро в России, росла волна антисемитизма, я предложил Андропову, а он принял эту идею. Я сказал: "Давайте отпустим часть евреев, пусть едут. Во-первых, мы разрядим обстановку внутри страны и растущий антисемитизм. Во-вторых, мы заткнем голоса "Свободы", " Голоса Америки" и других станций, которые бесконечно на эту тему обвиняют Советский Союз. И в-третьих, мы пошлем своих людей в эти группы, которые осядут в Америке, в Израиле и так далее, а потом будем с ними работать". И Андропов эту программу принял.

Сергей Григорьянц: Если все происходило именно таким образом, то это, конечно, очень интересно. Но в Соединенных Штатах в конце 80-х годов существовала другая версия того, что советские евреи были просто проданы консорциуму американских миллиардеров-евреев. Причем их число в точности равнялось количеству проданных румынами немцев, о чем есть все документы с ценами. Я думаю, что предложение Олега Даниловича прозвучало очень вовремя, но очень похоже на то, что там были еще какие-то соображения, даже кроме засылки многочисленных советских шпионов вместе с евреями.

Владимир Кара-Мурза-старший: Олег Данилович, чем вы объясняете недавние массовые отставки генералитета из конкурирующих спецслужб в России?

Олег Калугин: Я думаю, что в России внутри военной элиты растет чувство недовольства. Потому что страной управляют органы госбезопасности во главе с президентом, бывшим подполковником КГБ, и многочисленной его командой. Это никогда не нравилось военным. А сейчас, когда обстановка в стране с некоторых экономических достоинств начинает постепенно сползать в экономический кризис, это ставит политический престиж нынешнего руководства и его стабильность под вопрос.

Владимир Кара-Мурза-старший: А можно ли ожидать новых отставок?

Сергей Григорьянц: Конечно! И не только можно, но и нужно. Конечно, отставки будут продолжаться. Будут появляться подозрения... Ну, мало того, что страна, управляемая спецслужбой, но это неизбежно страна, переполняемая взаимными доносами, подозрениями, опасениями. И все это будет расти. Будут появляться новые возможные опасности, как всегда в таком режиме бывает, и как мы уже не один раз пережили это в Советском Союзе.

Владимир Кара-Мурза-старший: Изобретают "общую угрозу".

Сергей Григорьянц: Конечно. И будут все новые отставки, и будут надежные молодые люди, выдвигаемые, как Меркулов, нравившийся Сталину. Это нормальная ситуация. Будут выдвиженцы, будут потенциальные "враги" или "предатели".

Владимир Кара-Мурза-старший: Я считаю итоги парламентских выборов, в частности поражение либералов и "западников", плодами деятельности спецслужб, которые "промыли мозги" российскому населению и дискредитировали честных людей.

Сергей Григорьянц: Конечно, это так. Конечно, это результат чудовищной манипуляции с русским народом. Но, по-видимому, там есть еще и какие-то конкретные операции. Например, по предварительным данным опросов ВЦИОМ, скажем, "Яблоку" давали в два раза больше.

О готовящейся реформе силовых структур в понедельник сообщила газета «Коммерсантъ». Согласно новой концепции, в ближайшее время Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны будут объединены и станут частями новой структуры — Министерства госбезопасности. Часть функций нынешней ФСО начнёт осуществлять Служба безопасности президента. Помимо охраны, она будет курировать вопросы спецсвязи и транспортного обслуживания высших должностных лиц. Следственный комитет могут вернуть в состав Генеральной прокуратуры, причём прокуратура в этом случае возобновит надзор над СКР. Ещё одна важная деталь: Генпрокуратура хотя и останется самостоятельным органом, будет, в свою очередь, находиться под надзором Министерства госбезопасности.

Новое министерство также получит право забирать в своё производство наиболее громкие уголовные дела. Судя по всему, сотрудники МГБ будут сопровождать расследование уголовных дел, возбуждённых по их материалам Следственным комитетом и МВД, а также осуществлять процессуальный надзор за ними. Кроме того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Функции МЧС, скорее всего, поделят между Министерством обороны и МВД. В МВД также вернут Государственный пожарный надзор, который ранее находился в его структуре.

Основная цель глобальных преобразований — повышение эффективности работы силового блока и искоренение коррупции в правоохранительных органах. Ожидается, что реформирование полностью завершится к выборам президента России в 2018 году.

В понедельник, 19 сентября, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не стал комментировать информацию о готовящейся реформе.

Между тем источник RT в силовых органах подтвердил, что обсуждение подобной реформы ведётся уже давно. Катализатором процесса, по словам собеседника телеканала, стала ликвидация ФСКН и ФМС, а также последовавшее за этим создание Росгвардии.

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», бывший заместитель командира «Альфы», полковник Сергей Гончаров:

— Новое ведомство необходимо для отражения внешних угроз — в частности, на фоне противостояния России с Западом. Некоторые утверждают, что МГБ необходимо для борьбы с внутренними врагами. Но это же бред! Результаты последнего голосования в Государственную думу показали, что никаких врагов у нас нет, люди поддерживают партию власти и президента. Риска «майданов» и «цветных революций» у нас на сегодняшний день точно не наблюдается.

Очевидно, что процесс преобразования будет проходить тяжело. Сейчас существует множество силовых структур, в каждой — немало генералов и высокопоставленных офицеров. Что с ними делать? Это серьёзный вопрос, на решение которого потребуется политическая воля. Но это надо делать, это неизбежно.

Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда Виктор Куликов:

— Это здравая идея, даже и спорить нет смысла. Все силовые ведомства надо перевести под единое руководство. Тогда мы искореним ложную конкуренцию, избавимся от тех разборок, которые наблюдаем сегодня между правоохранительными ведомствами. Ни для кого не секрет, что подобные разногласия не служат делу и подрывают столь важную для страны деятельность специальных служб.

Когда появится единый центр управления, все противоречия будут минимизированы, они просто-напросто сойдут на нет.

Генерал-лейтенант милиции в отставке, экс-начальник Шестого главного управления МВД СССР по борьбе с оргпреступностью, коррупцией и наркобизнесом Александр Гуров:

— Многие сейчас боятся, что в страну возвращается авторитаризм, кровавый режим. Ничего подобного: ведь трактор, который стоит, сам по себе никого не давит. Так и с этой структурой — она не станет какой-то опасной машиной для населения.

На самом деле опасаться стоит раздробленности структур, из-за чего сегодня расплодилась коррупция в правоохранительной системе. Надо создавать единый координационный центр, каким может стать МГБ. Это повысит боеспособность спецслужб, сократит затраты, информационное обеспечение улучшится. Будет поставлена задача не политического плана. Главная цель — борьба с коррупцией, которая сегодня разрушает нашу страну. Нормальному добропорядочному человеку эта служба точно не угрожает.

Государственный советник юстиции III класса, бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко:

— Создание такого министерства — правильное решение. То, что у нас происходит в силовом блоке сейчас, в корне неверно. Нам нужна одна рука, которая будет и с бандитами бороться, и границы страны защищать. Так было раньше. И это, если вы помните, хорошо работало. Разрушили систему, но лучшей не построили. Не надо всё распылять, не надо размывать ответственность. Советский опыт в данном случае является единственно верным, кто бы что ни говорил.

Подполковник ФСБ в отставке, ветеран антитеррористической группы «Альфа» Алексей Филатов:

— Не надо раздувать штаты, чтобы потом у полковников находить в квартире миллиарды. Надо жить по средствам.

Эта инициатива окажется полезной, поскольку она позволит уменьшить управленческий аппарат, сократить дублирование функций и соответственно бюджетные траты. Все чиновничьи сообщества, и силовые в том числе, склонны к саморазмножению. Именно поэтому время от времени к ним надо походить со стороны и отрезать лишние отросшие щупальца.

Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

— Пока это ещё только идея, которая не получила официального одобрения государства. Однако если эта инициатива дойдёт до реализации, я её, конечно, поддержку. Такие вещи в состоянии делать только сильный президент с высоким рейтингом в сильной стране. С точки зрения оптимизации затрат — очень хорошее предложение. Причём качество не потеряется, что важно. Но процесс безболезненным в любом случае не будет — отдельные большие начальники могут остаться без работы.

Первый вице-президент Центра моделирования и стратегического развития Григорий Трофимчук:

— В новой России, как многие уже успели заметить, нет намертво застывших министерств, департаментов и ведомств. Исполнительные структуры находятся в режиме постоянного организационного тестирования, поиска оптимального рабочего формата. В том числе это касается и силовых структур государства, которые уже не раз подвергались реформированию. А это значит, что реформирование будет продолжено, в том числе в отношении МВД и ФСБ. Здесь надо также учитывать непростую общую ситуацию, складывающуюся вокруг страны последние несколько лет, и на этот вызов необходим адекватный ответ, прежде всего в организационном плане.

Специальные структуры должны быть максимально эффективны для ликвидации текущих и, главное, будущих угроз. Немаловажное значение имеет даже название будущей структуры, хотя кому-то это может показаться мелочью. Термин «госбезопасность» сам по себе мобилизует сознание российских граждан, что проверено временем. Простые, проходные и гладкие аббревиатуры здесь нежелательны. В частности, сплав букв «КГБ» выглядел, наверное, коряво, но это, как ни странно, демонстрировало нужную жёсткость, которой нет у гладких сокращений. Точно так же выглядел бренд «МГБ», но при этом он тоже работал чётко во всех отношениях. Чем быстрее будут проведены указанные реформы, тем лучше. При этом они уже не должны выглядеть как простой «слив-разлив» ведомств, а именно как нахождение единственного точного и приемлемого для страны варианта.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов:

— У нашей страны есть замечательная история и большой опыт в области создания и функционирования специальных служб. Весьма закономерно, что после 25 лет не очень удачных экспериментов всё возвращается на круги своя.

Практика советского времени показала оптимальность данного подхода. Да и возможная ликвидация Следственного комитета путём слияния его с Генпрокуратурой вполне ожидаема. У государства стало меньше лишних средств, и большое количество соперничающих спецслужб уже не способствует процветанию. Опыт СССР не стоит отвергать и забывать. И проводимую реформу спецслужб можно только приветствовать.

Справка

Министерство государственной безопасности существовало в Советском Союзе с 1946 по 1953 годы. Оно было сформировано из Народного комиссариата госбезопасности и отвечало за борьбу с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, противодействие контрреволюции, а также за охрану руководителей Коммунистической партии и правительства Советского Союза. В 1953 году, сразу после смерти Иосифа Сталина, ведомство было объединено с МВД СССР.

Михаил Белый

67628

Конец ФСБ

Один за другим подали рапорты на увольнение из ФСБ руководители управлений «П» (контрразведка на промышленных предприятиях), «Т» (безопасность на транспорте) и «К» (контроль за банковской сферой). Другими словами, в одночасье оказалась обезглавленной вся Служба экономической безопасности ФСБ. Кстати, и её глава Юрий Яковлев, если верить сообщению ряда изданий, вот-вот покинет свой рабочий кабинет.

В ведомстве обо всём этом помалкивают, явно не желая выметать сор из избы. Но и поверить в то, что как минимум трое ключевых руководителей вдруг хором решили уволиться безо всяких на то веских причин, невозможно. В отсутствие информации приходится оперировать слухами, а они таковы: ФСБ ждут большие перемены, переименование и, по сути, преобразование службы в гигантское Министерство государственной безопасности времён Виктора Абакумова и Лаврентия Берии.

Полуофициальная версия происходящего, которую озвучивают высокопоставленные сотрудники ФСБ в доверительных беседах, такова: попросившиеся в отставку – люди уже немолодые, отработали на своих постах по многу лет, ну, и успели устать. Потому и ушли. А то, что ушли все вместе – всего лишь совпадение. Есть и другая, тоже полуофициальная версия: мол, в аэропорту Пулково оперативники задержали 20 тонн смартфонов. Свидетелем по делу «пошёл» глава одного из отделов управления «К» Вадим Уваров (его родственник Павел Смолярчук проходит по тому же делу подозреваемым). В результате непосредственный руководитель Уварова генерал-майор Виктор Воронин вынужден был подать в отставку.

Возможно и так, потому что побасёнками о случайных совпадениях и критическом возрасте отставников можно «разводить» тех, кто не в курсе происходящего на внутренней кухне контр­разведки. А ситуация там непростая. Долго тлел внутриведомственный конфликт между Управлением собственной безопасности «конторы» и Службой экономической безопасности. А примерно с год назад полыхнуло: завели несколько уголовных дел в отношении высокопоставленных фигурантов, фамилии которых озвучивать запрещено – гос­тайна. Но при этом эпизоды происходящего стали выплёскиваться наружу, а для контр­разведки это хуже некуда. Поговаривали, что противостоящие стороны «развели по углам» и конфликт почти что исчерпан, но, кажется, исчерпался он лишь потому, что одной из сторон удалось наконец-то взять верх. Понять, кто победил, проще простого, если попристальнее приглядеться к кадровым перестановкам. По некоторым данным, Виктора Воронина (которому, к слову, всего 58 лет – отнюдь не запредельный возраст, согласитесь) в управлении «К» заменит Иван Ткачёв, возглавляющий 6-ю службу ФСБ, а это структурное подразделение Управления собственной безопасности. А Юрия Яковлева на посту начальника Службы экономической безопасности сменит глава Управления собственной безопасности Сергей Королёв. Понятно теперь, чья взяла? Однако на этом перемены в ФСБ совершенно точно не закончатся. Дело идёт к масштабной реформе: то, что не задалось в 2004 и 2011 годах, решено повторить ещё раз.

Максим Калашников, писатель, публицист:

По теме

Министр сельского хозяйства и продовольствия Франции Дидье Гийом заявил, что вино не может быть причиной алкоголизма, поскольку это благородный напиток. Однако специалисты поторопились опровергнуть мнение французского чиновника.

– Я не верю в то, что заявленное преобразование ФСБ в МГБ имеет под собой какие-то полезные для страны основания. Дело совсем в другом. Грызня за скудеющие источники денег наверху идёт полным ходом. Схлестнулась «элита» за контроль над ГРУ и ФСБ. При этом наблюдатели отмечают, что разложение там достигло апогея. Моральный облик постсоветских наследников КГБ сомнителен. Всё больше признаков разброда и конфликтов даже среди руководства силовиков. Даже среди питерских. Нет, не выйдет толку из этой реформы, равно как и из затеи с нацгвардией.

«Либералы» и «патриоты» считают перемены в контрразведке неизбежными

Занятно, что о масштабных преобразованиях в контрразведке одновременно заговорили и «патриоты» и «либералы» – верный знак того, что нет дыма без огня. Вот, скажем, как подаёт ситуацию либеральный публицист Андрей Пионтковский: по его словам, российское руководство перестало доверять ФСБ из-за тёмной истории с расследованием убийства оппозиционера Бориса Немцова. Мол, контрразведка вразрез с официальной версией преступления слишком настойчиво намеревалась проверить и другие версии, в частности пресловутый «чеченский след», и требовала в этой связи допроса Рамзана Кадырова. И накал страстей оказался настолько силён, что его промежуточным итогом, по мнению Пионтковского, стало неожиданное учреждение Росгвардии и назначение её директором Виктора Золотова, считающегося персоной приближённой к главе государства. «ФСБ решила прибегнуть к беспрецедентному шагу, – заявил Пионтковский, – она в одно и то же время «слила» при помощи двух источников – статьи в «Новой газете» «Как убивали Бориса Немцова» и доклада Ильи Яшина – свой донос на Золотова». Цепочку вычислили, и теперь ФСБ «отреформируют» так, что мало не покажется. Непонятно, правда, почему в этом случае ведомство сразу не обезглавили, а начали чистку с экономического блока – но и у «либералов» прямого ответа на этот вопрос нет.

В «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки.

У «патриотов» ситуацию видят несколько иначе. «Скорее всего речь идёт о превентивных мерах по предупреждению государственного переворота наверху, – считает член «Комитета 25 января» Анатолий Несмиян. – Возможно, что такой переворот назрел и власти вынуждены играть на опережение». Эксперт поясняет: после создания Росгвардии реформа ФСБ выглядит вполне логичным шагом, так что слухи о слиянии ФСБ с ФСО и, возможно, СВР, имеют под собой определённые основания. Равно как и то, что новое ведомство будет называться именно Министерство государственной безопасности (МГБ), и никак иначе. «Сейчас идут или готовятся увольнения высокопоставленных сотрудников, – сообщил Несмиян. – По факту это разгром ФСБ, так как реорганизация неизбежно предполагает вывод за штат всех сотрудников и их переаттестацию. А проводить её будут «комиссары», назначенные извне». Ожидается, что «комиссарами» станут росгвардейцы – новое ведомство Золотова, по словам эксперта, потому и создавали вначале, «чтобы провести разгром ФСБ». А тот факт, что формирование Росгвардии далеко от завершения, но ведомству уже приходится в пожарном порядке «решать проблему ФСБ», говорит о серьёзности этой проблемы. «Условия для переворота не просто созрели, они очевидны, – полагает Несмиян. – Поэтому и приходится стремглав начинать зачистку нелояльного ведомства».

Кстати

В 2011 году Институт современного развития (Инсор), попечительский совет которого возглавлял тогдашний глава государства Дмитрий Медведев, обнародовал доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Особое место в докладе занимала предполагавшаяся ликвидация МВД (его правопреемником должна была стать Федеральная служба криминальной полиции) и ФСБ (её предполагалось разделить надвое – на Службу контр­разведки и Федеральную службу по охране Конституции). Примечательно, что в том докладе Инсора пятилетней давности предвосхищалось создание вместо внутренних войск национальной гвардии.

Две реформы ФСБ не задались

То, что контрразведку готовят к слиянию с ФСО, косвенно подтверждает недавняя отставка главы этой службы Евгения Мурова. Как-то сам Муров признался: мол, уйду только в том случае, если ведомство «подведут под реформу». К слову, сменил Мурова бывший начальник службы безопасности президента России Дмитрий Кочнев, хотя главным сменщиком до последних дней считался не кто иной, как новоотставленный из ФСБ Виктор Воронин (об этом сообщали, в частности, «Ведомости»). Поговаривают, что Кочнев и Золотов не слишком-то ладят друг с другом, и на этом основании высказывается предположение, что, дескать, назначение Кочнева как бы «промежуточное» – всё равно ФСО вскоре сольют с ФСБ.

Но почему же всё-таки решено создать некое «сверхведомство» на базе ФСБ, а не попытаться реформировать ведомство? Вот как объясняют сложившуюся ситуацию сами контрразведчики. За последние годы реформировали ФСБ как минимум дважды – в 2004 и 2011 годах. Причём 12 лет назад даже заговорили о переименовании в МГБ. Поначалу в «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки. При этом удалось бы искоренить дублирование функций, а заодно и сократить материальные расходы. Но тогдашнее руководство СВР и ФСО, что называется, «упёрлось рогом», и вся реформа свелась к замене департаментов на службы, сокращению руководящего звена и незначительному повышению статуса директора ФСБ. В итоге гора родила мышь. «Изначально было понятно, что такая реорганизация ничего не даст», – пояснил депутат Госдумы Николай Харитонов, кстати, отставной полковник ФСБ. Нужно было возвращаться к механизму функционирования КГБ, а не предпринимать полумеры. Семь лет спустя ситуация повторилась: на этот раз реформировать ФСБ предложила Госдума. Застрельщики – депутаты Михаил Гришанков и Николай Ковалёв, – имевшие к спецслужбам самое непосредственное отношение, предложили целый пакет изменений, включавший не только структурную, но и глубокую кадровую реформу контрразведки. Ключевым словом их предложений было «самоочистка». Но самоочищаться в ФСБ то ли не захотели, то ли не смогли – в итоге лишь слегка ужесточили ряд требований к контрразведчикам: запретили принимать на службу судимых и обладателей множественного или двойного гражданства. А тем временем в недоочищенной структуре начались «междусобойчики». Поначалу прекрасно ладившие УСБ и СЭБ (совместными усилиями разгромившие ГУЭБиПК МВД – помните нашумевшее дело Сугробова?) впервые «передрались» в феврале прошлого года. Оперативники из «собственной безопасности» задержали сотрудника управления «П» «экономической безопасности» Игоря Коробицына в рамках дела о вымогательстве у главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна 1 млн долларов. И понеслось. В общем, дальнейший ведомственный разлад решено больше не лечить припарками «реформ», от которых всё равно нет никакого толку.

Сотрудникам МГБ запретят брать в долг и объявлять себя банкротами

Примечателен и такой момент. Буквально на днях Виктор Золотов отдал распоряжение своим кадровикам проштудировать личные дела сотрудников Росгвардии на предмет «конфликта ведомственных интересов». Гвардейцев, чьи родственники служат в других силовых ведомствах, по всей видимости, немедленно выведут за штат. Речь идёт о супругах гвардейцев, их родителях, детях, братьях и сёстрах. При этом доносятся слухи, что и в новообразованном МГБ пройдёт точно такая же чистка, как только новое ведомство будет сформировано. Просто штришок, но, согласитесь, занятный.

В чём же глубинный смысл готовящегося (в чём практически нет никаких сомнений) переформатирования ФСБ? А смысл такой – развести силовиков по углам, закрепив за каждым ведомством свойственные только этому ведомству функции. Поговаривают, что за созданием Росгвардии и МГБ последует и крупномасштабное реформирование Министерства внутренних дел. В общем, в преддверии президентских выборов решено укрепить силовой блок, чтобы как минимум исключить междоусобицы вроде тех, что описаны выше. Одновременно ужесточатся и требования к сотрудникам: их обяжут отчитываться о наличии долгов, непогашенных в течение трёх месяцев и превышающих 500 тыс. рублей, а также о браках их близких родственников с иностранными гражданами. Сотрудник МГБ ни в коем случае не сможет объявить себя банкротом, ведь процедура признания банкротом создаёт угрозу раскрытия ведомственной принадлежности, а у контр­разведчиков с этим строго.

P.S.: Есть основания подозревать, что президентский указ об объединении ФСБ с СВР и ФСО был подписан ещё неделю назад.

P.P.S.: Как нам стало известно, пока ещё руководитель СЭР Юрий Яковлев получил заманчивое предложение возглавить одну из структур госкорпорации Роскосмос.

Наверное, ни одно ведомство в нашей стране за последние 100 лет не реформировалось столь же часто, как контрразведка. В современной России преобразования шли полным ходом: вначале было Министерство безопасности, затем его преобразовали в Федеральную службу контрразведки и далее в Федеральную службу безопасности. Вместе с названием менялись и функции ведомства – к ФСБ пристегнули Федеральную пограничную службу и передали часть функций ФАПСИ. В 1997 году переименований не было, зато из 22 управлений осталось всего 5. Затем центральный аппарат ведомства «перетрясли» в 2004 году.

Однако было бы заблуждением считать, что достаётся нашей контрразведке только в последние четверть века – в Советском Союзе дела обстояли точно так же. «Когда я работал в КГБ в 80-е годы, комитет постоянно реформировали, – вспоминал ветеран-контрразведчик Геннадий Гудков. – То объединяли с экономической безопасностью, то разъединяли. Причём реформирование зависело целиком от вкусов нового руководства страны». Комитет госбезопасности отделили от Совмина, но функций министерства ему так и не придали. Одних названий сколько сменилось – от тех, что на слуху (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ) до напрочь забытых (НКГБ, ГУГБ, МСБ и ЦСР). Но дело-то не в названии, считают профессионалы. «ФСБ нуждается в глубинной реформе, и в первую очередь – в реформе кадров, – считает Геннадий Гудков. – Ну, и в укрупнении ведомства тоже».

Руслан Горевой

Отредактировано: 20.06.2016 08:05

Комментарии 7

    Michael Moschenkov 20.06.2016 09:18

    Опять Гудков... ???

    Maxim Nazarovsky 21.06.2016 00:07

    Ну и ДАВНО следует ПЕРЕЙТИ в УКРУПНЁННУЮ МИНИСТЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ - МГБ!!!
    В особенности на фоне происходящих Внешних и Внутренних Вызовов для НАШЕЙ РОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    Leonid Sedov 04.07.2016 19:14

    Конечно, все эти манвры направлены на предотвращение дворцового переворота. И МГБ будет создано, и кво главе кабинета минисров будет поставлен ФСБэшный генерал

    Oleg Smirnov 02.08.2016 13:36

    СМОЛЕНСК

    Генерал ФСБ Сергей Смирнов и его жена-чекистка Наталья Смирнова вляпались в антисемитизм. Супруги чекисты-антисемиты Смирновы и члены их семьи организовали травлю неугодного им человека. В противоправные действия вовлечены обычные люди в Смоленске (ранее в Санкт-Петербурге). Провоцирование конфликтных ситуаций. Демонстрация раздражителей. Намёки. Создания проблем в повседневной бытовой жизни. В уголовщину супруги-чекисты Смирновы вовлекли и детей.

    Евгений Варфоломеев 23.09.2016 20:18

    В жизни неспешны, смертельно грешны.
    Гога не ругай и много.
    Познавай не напрасно всеобщее в частном.

    Воздержанием проник. В чревоугодии сник.
    Целомудрия труд устраняет блуд.
    Сребролюбия камень воздержанием устраняется нами.
    Кроткий не ленив и не гневлив.
    Лечи и в начале терпением печали.
    Удерживай стойко в себе спокойствие и не только.
    Уныния невезение устраняется трезвлением.

    От тщеславия немало бед - стремление к смирению и его нет.
    И ныне любовью лечится гордыня.
    Аскетизм гонит взашей яд страстей.
    Немощи и неспособности в нас много без Бога.
    Познание - духовное развитие знания.
    Покаяние, эрудит, смирение родит.
    Смирение и нате врата благодати.

    И при выборе невест не уменьшай свой крест.

    Губареву Валентину Владимировичу посвящается.

    Земная не туда амплитуда.
    Бесконечна блуда амплитуда.
    Федеральная трасса от стресса страдает и Дон сотрясает.
    В субботу распорядок такой – празднование и души работа, в том покой.
    Вместе пойдём, Бога найдём.

    Бог один нам господин.
    Разум, Толька, нам подпорка.
    Всё прочтя, философия религии дитя.
    Знание. Изволь, ритмов роль.
    Лучшего ищи, над малым трепещи.
    Трудная работа-терпение и забота.
    ОЖИВЛЯЕТ ВНОВЬ ПАМЯТЬ - ЛЮБОВЬ.
    Обрастая знания, стюардесса, не лишись жизненного интереса. Братцы, меж собой толкуйте и самоактуализацию смакуйте..

    ПОВЕЛЕНИЕ - почтение, смирение, кротость и долготерпение.
    Надия, рукоприкладство, вспыльчивость - убийства стадия.
    Плоды нам, Алёха, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание - всё нам неплохо.
    Родителям не послушание, но почитание, внимание, забота, уважение, не небрежение.

Концепция «русского ФБР», разработанная главой СК Александром Бастрыкиным «под себя», вполне может быть реализована под крышей ФСБ

Уже 17 лет Россией руководят выходцы из КГБ СССР. Они везде: в политике, в бизнесе, в общественном секторе. Они возглавляют службы экономической безопасности в большинстве банков и руководят важнейшими управлениями в силовых ведомствах. В регионах молодые выходцы из госбезопасности становятся министрами и главами различных агентств. Как правило, это те, кто в начале 2000-х осознанно выбрал построение карьеры через ФСБ. Очень часто это дети бывших советских чекистов.

Сегодня ФСБ, как пылесос, собирает в режиме нон-стоп всю информацию, какую только можно, запускает самые разные процессы (как общественно-политические, так и уголовные) и управляет ими. Юристам в работе часто попадаются вежливые письма начальников региональных управлений ФСБ местному прокурору или начальнику полиции с просьбой на кого-то обратить внимание. Заканчиваются такие просьбы, как правило, административными и уголовными делами, исками с гарантированным результатом.

Чекисты давно уверовали в собственную избранность. Но что же происходит сейчас? Что означает по созданию в России Министерства государственной безопасности?

ФСБ выходит из тени

Сначала органы безопасности тщательно скрывали свою причастность к тем или иным событиям. Затем перестали стесняться, хотя и продолжали действовать чужими руками: полицейский центр «Э» и Следственный комитет России работали против оппозиционеров, экономические подразделения полиции — против бизнесов, прокуратура и Минюст — против неправительственных организаций, ФСИН — против уже осужденных активистов.

Потом все чаще ФСБ стала мелькать в кадрах оперативной съемки, наряду с другими игроками — СКР и МВД. Известна показательная история, произошедшая с нынешним замглавы Следственного комитета России Игорем Красновым. В 2009 году он возглавлял расследование убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Спустя десять месяцев после убийства оно было раскрыто благодаря длительной прослушке на квартире пережидавших активный период следствия неонацистов. Краснов вместо того, чтобы бежать докладывать Александру Бастрыкину об успехе, занялся фиксацией полученных доказательств. В результате ФСБ, обеспечивавшая оперативное сопровождение, его опередила, и Путину о раскрытии резонансного убийства доложил Александр Бортников. Краснова за тот эпизод тогда чуть не уволили.

В последние год-полтора сотрудники ФСБ стали обязательными участниками длинной череды оперативных съемок задержания высокопоставленных чиновников. Фигурантами уголовных дел становятся губернаторы, руководители федеральных ведомств и их заместители, крупные бизнесмены с обширными связями в чиновничьей среде. Заведомо неприкосновенные в прошлом «сословия» стали на глазах публики утрачивать иммунитет от посадок. Пиком, безусловно, стали аресты генералов СКР и полковника полиции Захарченко. Вся борьба с коррупцией теперь прочно ассоциируется исключительно с ФСБ. В том числе потому, что она сама ни в одном сравнимом по масштабам скандале не замечена.

Однако собрать компромат и красиво его реализовать путем задержания с поличным недостаточно. Нужно процессуально грамотно оформить уголовное дело, нужно убедительно (особенно по громким делам) поддержать обвинение в суде, нужно, в конце концов, проследить за обвинительным приговором. И если с последней частью «контора» довольно успешно справляется, то остальному все последние годы препятствовало сопротивление следствия, до сих пор активно игравшего роль самостоятельного игрока.

Разгром конкурентов

Именно за противодействие расследованию дела Шакро Молодого арестовали генералов СКР. Именно за содействие фигурантам коррупционных дел губернатора Коми Вячеслава Гайзера задержали полковника Захарченко. Обе истории — провалившиеся попытки сопротивления внезапно заявившей о своей монополии на уголовный процесс в России ФСБ.

Владимир Маркин незадолго до своего громкого увольнения успел заявить о слабости уровня следствия в ФСБ и безусловных преимуществах СКР в сфере расследования коррупционных преступлений. Эта попытка апеллировать к былой монополии СКР на расследования преступлений была адресована, безусловно, президенту. Но это был и вызов в адрес ФСБ, которая с этого года стала активно подминать под себя следственную функцию.

Появились сообщения, что ФСБ огромное количество телефонов крупных чиновников и бизнесменов без каких-либо судебных решений. И не из-за того, что суды могут отказать, а чтобы не было никаких утечек.

Непосредственно перед масштабной дискредитацией МВД и СКР с поляны силовиков были удалены два игрока — Госнаркоконтроль (ФСКН) и Федеральная миграционная служба. Виктор Иванов уже год к тому времени был «хромой уткой»: решение о ликвидации ФСКН было принято еще в начале 2015 года, но он вымолил отсрочку его исполнения, первым распространив информацию о ликвидации ведомства и катастрофичности этого решения.

Тут надо вспомнить 2007 год и столкновение ФСБ, которую тогда возглавлял Николай Патрушев, с ФСКН во главе с Виктором Черкесовым. Тогда Госнаркоконтроль почувствовал себя достаточно влиятельным, чтобы выступить против ФСБ. О том, что он проиграл, стало понятно в момент выхода знаменитой статьи Черкесова про «чекистский крюк». Все последующие годы нарковедомство постепенно ослабляло свое влияние, но все же по закону оставалось одной из трех госструктур, которые могут осуществлять оперативно-разыскную деятельность, организовывать прослушку, слежку и применять другие способы негласного сбора информации.

После ликвидации ФСКН и ФМС к лету 2016 года была создана Национальная гвардия, оттянувшая на себя полмиллиона сотрудников полиции и значительную часть бюджета МВД. Росгвардии в ближайшие годы явно предстоит решать важные политические задачи. Кроме того, она забрала у МВД главный источник внебюджетного финансирования — вневедомственную охрану. По сути, полицию лишили любых «левых» неконтролируемых доходов, тем самым резко снизив ее самостоятельность и повысив контроль.

Таким образом, к лету 2016 года поляна игроков была зачищена и были созданы условия для атаки на главных оппонентов монополизации уголовного процесса в руках ФСБ — МВД в части оперативно-разыскной деятельности и СКР в части следственной.

Предпосылки «силовой» реформы

На сегодняшний день картина такова:

1. ФСБ открыто претендует на монопольное право осуществлять оперативную и следственную работу как минимум по категориям политически значимых уголовных дел. Вряд ли ей интересно тянуть уголовные дела о кражах, хранении наркотиков и бытовых убийствах.

2. Денег в бюджете все меньше, что требует экономии и повышения эффективности, а значит — сокращения штатов и устранения дублирования государственных функций.

3. Страна вошла в избирательный цикл, Кремль довольно легко решил тактическую задачу поддержания контроля за парламентом. Теперь предстоит предотвратить риски турбулентности в преддверии выборов президента. И речь вовсе не о возможной публичной конкуренции, а, конечно, о подковерной борьбе за близость к будущему главе государства. Будь то Владимир Путин или кто-то из преемников.

4. С 2012 года, когда либерализм Медведева сменился консерватизмом Путина, конфигурация игроков существенно сменилась, сформировались новые группы интересов и центры влияния, потерпели поражение в кулуарных боях другие. Возникла потребность законодательной фиксации и организационного оформления нового баланса сил.

Новый порядок

Все эти предпосылки уверенно приводят к необходимости системных организационных преобразований в правоохранительной сфере. Не стоит обманываться «страшным» названием «МГБ», вполне возможно, речь идет о более глубокой и продуманной реформе. А утечка информации могла быть организована не столько ее сторонниками, сколько, наоборот, противниками.

Например, буквально на прошлой неделе МВД представило законопроект о создании муниципальной милиции. Передача груза 90% дознания и следствия по разным незначимым уголовным делам на местный уровень с возложением одновременно и нагрузки на муниципальные и региональные бюджеты вполне отвечает всем перечисленным выше предпосылкам.

Вполне оформленная Александром Бастрыкиным «под себя» концепция русского ФБР вполне может быть реализована либо под крышей ФСБ, либо путем создания нового ведомства с оперативными и следственными полномочиями по наиболее значимым категориям преступлений против федеральной власти. То есть вырисовывается классическая дуалистическая американская система: федеральное силовое ведомство, наделенное слитыми оперативно-следственными полномочиями по делам национального уровня, плюс местная муниципальная полиция, работающая по львиной доле преступлений местного значения.

В дополнение к этому можно ожидать слияния Генпрокуратуры и Министерства юстиции по тому же американскому образцу с упразднением последнего (прокуратуру упразднить сложнее, она в Конституции упомянута). Также можно ожидать возвращения спасателей и пожарных в лоно Министерства обороны. ФСИН все равно останется полусамостоятельной структурой, возможно, в рамках объединенной прокуратуры и Минюста (отделения тюремного ведомства от следственных требует членство России в Совете Европы).

В итоге вся силовая картина получится и дешевле, и сердитее. Экономия на сокращении штатов, упразднении дублирующих функций вполне покроет расходы на саму реформу. Самое интересное, что она может реально стать значительно более эффективной. В условиях, когда власть в стране прочно принадлежит одному конкретному сословию, говорить уже приходится не о коррупции, а о некоем общем порядке вещей. Коррупция теперь — воровство у этого сословия, которому по умолчанию принадлежит все.

Как сообщают последние новости, в 2018 году Федеральную Службу Безопасности ожидают значительные изменения. По предварительной информации в ее состав планируется включить несколько дополнительных подразделений. В частности, таких как:

Изменения в ФСБ в 2018 году призваны существенным образом увеличить степень эффективности управления силовыми структурами Российской Федерации, полностью искоренить такое негативное явление как коррупция, а также вывести на качественно новый уровень оборону страны.

Необходимо отметить факт того, что подготовка к реорганизации ФСБ в следующем году была проведена успешно. По приказу президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была создана так называемая Росгвардия, в состав которой были включены внутренние войска России, а также подавляющее большинство ОВД государства. Кроме того, был ликвидирован такой орган как Федеральная служба по осуществлению контроля за оборотом наркотических средств. Их функции со следующего года также будут осуществляться ФСБ.

Переформирование ФСБ в МГБ

Как уже говорилось выше в состав МГБ (так будет называться ФСБ со следующего года) войдут такие подразделения как СВР и ряд подразделений ФСО. То есть налицо явная аналогия с такой организацией как Комитет Государственной Безопасности Союза Советских Социалистических Республик.

Так, например, ФСО с 2018 года будет функционировать в качестве службы личной президентской безопасности. То есть под контроль ФСБ попадут спецсвязь, охрана, а также личное транспортное обслуживание абсолютно всех высших должностных лиц страны.

Какие еще перемены произойдут?

Помимо вышеперечисленных МГБ Российской Федерации будет наделено и целым рядом других важных функций, которые ФСБ ранее не выполняла. Так, например, в следующем году планируется осуществление этим органом не только функции обеспечения уголовных дел, но еще и надзора над ними.

То есть реформа ФСБ в 2018 году внесет такие изменения, что данный орган получит статус главка. Он будет вести все самые «громкие» уголовные дела, а также дела, обладающие особой важностью. В настоящее же время этим занимаются МВД, а также Следственный комитет.

Помимо этого ФСБ в 2018 году будет осуществлять координацию, а также обеспечение собственной безопасности абсолютно во всех правоохранительных, а также силовых ведомствах.

Полная замена руководящего состава

Само собой разумеется, ч то в процессе проведения этой реформы правительство Российской Федерации планирует полностью сменить весь текущий руководящий состав данного государственного органа. Вполне возможно, что такая мера вызовет ряд скандалов, которые могут иметь достаточно большой резонанс. Однако для искоренения такого негативного явления как коррупция подобного рода меры являются просто необходимыми. Без этого просто невозможно будет обеспечить безопасность.

Видео о реформе:

Жилищная субсидия для ФСБ

Все те граждане, которые будут проходить военную службу в органах МГБ Российской Федерации в следующем году могут рассчитывать на получение жилищной субсидии. Однако форма ее предоставления будет кардинальным образом отличаться от действующей. Связано это главным образом с тем, что служба в органах ФСБ (МГБ) отличается высоким уровнем опасности. Размер же жилищной субсидии для сотрудников данной государственной структуры планируется увеличить в связи с сокращением уровня коррупции в спецслужбах.

Жилищная субсидия работникам такого органа как ФСБ (МГБ) будет предоставляться в централизованном порядке. Лимиты же данной разновидности выплат в настоящее время не подлежат разглашению. По этой причине их утверждение будет происходить согласно ставкам каждого конкретного подразделения данного государственного органа.

Необходимо также отметить, что помимо непосредственно самих сотрудников ФСБ (МГБ) в качестве получателей полагающихся им жилищным субсидий в 2018 году смогут выступать члены их семей. Исходя из этого, их вдовы, а также дети могут рассчитывать на предоставление каких-либо дополнительных льгот. Конкретный же порядок их получения нужно будет уточнять в уполномоченных на то органах, то есть в региональных жилкомиссиях.

Специалисты рекомендуют подготовить основу для получения Жилищной субсидии работниками ФСБ в 2018 году, потому как необходимо будет отправлять запросы в местные отделения УКС чтобы они осуществили проверку соответствующих документов, показателей, а также включили кандидата на получение данной разновидности субсидий в список.

Правом на получение жилищной субсидии ФСБ в 2018 году будут наделены те лица, прослужившие в ней не меньше 10 и не более двадцати лет подряд, а также уволенные в запас работники данного органа, члены семей погибших или же умерших работников МГБ.
Решение о выплате данной разновидности субсидий работникам ФСБ (МГБ) в 2018 году будет приниматься жилищной комиссией. Протокол ее заседания предоставляется абсолютно всем кандидатам в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения. Тех кандидатов, в отношении которых было принято решение об отказе в выдаче данной разновидности субсидий, жилкомиссия согласно нормам текущего законодательства извещать не обязана.

Претензию по поводу отказа при однократной подаче документов в данном случае предъявлять абсолютно бессмысленно, потому как жилищной комиссией рассматриваются исключительно те претензии, которые были предъявлены давно ожидающими сотрудниками Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. Либо же тем из них, которые преставлены к награде.

Повышение зарплаты работникам ФСБ

По предварительной информации работникам ФСБ (МБГ) Российской Федерации в 2018 году также будет повышена заработная плата. Однако прибавка это будет совсем не существенной. Если говорить точнее, то заработная плата сотрудников данного государственного органа в 2018 году будет увеличена на коэффициент индексации, который является равным текущему уровню инфляции. То есть на 5.5%. Как бы то ни было, другого варианта увеличения заработной платы работников ФСБ (МГБ) Российской Федерации в 2018 году правительство пока еще не придумало. На обсуждении уже был вынесен вопрос, который касается проведения дополнительного индексирования. Но в связи с продолжающимся кризисом в настоящее время это сделать не представляется возможным.

То есть по большому счету, уровень заработной платы сотрудников ФСБ (МГБ) Российской Федерации останется прежним. Хотя, в связи с предстоящими выборами президента надежда на то, что ситуация еще может повернуться в лучшую сторону все таки имеется, потому как Владимир Владимирович Путин совсем не намерен покидать свой текущий пост. Тем более что он и сам является бывшим фсбшником. А, соответственно, он очень сильно заинтересован в том, чтобы его коллеги по прошлой деятельности обладали уровнем достатка выше среднего. Но пока что он не делает абсолютно никаких предвыборных обещаний.

Но все это только предположения. Что будет в 2018 году с ФСБ покажет время.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные