Эффективность журналистской практики. Московский государственный университет печати Действенность журналистики и пути ее повышения


Действенность - это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.
Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от усилий по социальной ориентации аудитории. Ведь предлагаемые выводы и практические предложения журналистов, важные, разумеется, для выработки определенных представлений в аудитории, не должны «пропадать» для социальной практики. Их использование (не всегда полная реализация, но обязательно тщательный анализ) лицами и организациями,«принимающими решения», - прямое продолжение обращения к массовой аудитории и (если аудитория приняла высказанные в СМИ идеи и рекомендации) апелляция от имени общественности к тем, кто отвечает за положение дел в рассматриваемой области жизни (в правительстве и на заводе, в вузе и администрации области и т.д.). Без действенного участия в принятии решений деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной, так как невостребованные, нереализованные практические наработки журналистов как соци
альных аналитиков и общественных деятелей - «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об издержках социально-политического плана, в том числе о снижении авторитета СМИ и доверия к ним.
Действенность и ее повышение требуют от журналистов соблюдения ряда условий.
Прежде всего это необходимость для журналиста при анализе конкретных ситуаций постоянно «задаваться вопросом»: что именно и кто может и должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел, активнее и целенаправленнее было движение в отвечающем нуждам общества направлении? При этом предложения по поддержке позитивных начинаний, прогрессивных форм деятельности, по исправлению недостатков, преодолению трудностей, решению назревших проблем формулируются лишь после анализа, четко показывающего, можно ли вообще их реализовать и в какие именно сроки. Это касается даже обоснованных предложений, если они в данных условиях невыполнимы (прожектерство, «добрые пожелания», вызывающие иронию у здравомыслящих людей). Иное дело определение перспектив и путей постепенного, «шаг за шагом» движения по намеченным линиям. Тут важно различать задачи сегодняшнего дня, ближайшего будущего и на более отдаленную перспективу.
Выдвигаемые журналистикой предложения с опорой на результаты специфического в зависимости от особенностей ситуации анализа (экономический - для ситуации в сфере экономики, пра- воведческий - в сфере применения права, эстетический - по отношению к явлениям искусства и т.д.) обязательно имеют, кроме того, общеполитический аспект, ибо, как уже отмечалось, журналистика по своей природе «обречена» любые явления жизни видеть в их общесоциальном, связанном с принятием политических решений смысле. Отсюда и характер предлагаемых решений, их соотнесенность с масштабным видением ситуации конкретной сферы, с жизнью общества в целом, и возможная, а часто и необходимая предположительность характера конкретного решения, выдвижения различных его вариантов. Но конечная цель - чего же добиваться? - задана принципиальным подходом к жизни, связанным с социальной позицией СМИ.
Таким образом, фоном и вместе с тем главным смыслом выступления журналиста оказывается принципиальное политическое решение по поводу перспектив движения. Такой подход, с одной стороны, «оберегает» его от слишком детального проникновения в специальную область, где первое слово принадлежит, разумеется, профессионалам, а с другой - позволяет активно вмешивать-
ся в жизнь с позиций и в связи с важнейшими социальными интересами массовой аудитории, с точки зрения интересов всего общественного развития. Именно это позволяет журналистике «удержаться» в рамках своей специфики как области массово-информа- ционной деятельности и не переходить в сферу специальной информации, реализуя характерный для СМИ подход к явлениям жизни под углом зрения нужд массового сознания общественности (мира в целом или страны, области или района). Благодаря этому и специалисты получают возможность с помощью журналистики увидеть состояние дел и требующие решения проблемы с общесоциальных позиций - то, что без «подсказки» журналиста часто оказывается за пределами их внимания, сосредоточенного на узкоспециальных вопросах.
Так что широкий социальный контекст рассмотрения конкретных ситуаций в тех или иных особых областях общественного организма важен и полезен со многих точек зрения, определяя характер и тон выступлений журналистики по практическим вопросам.
Поскольку решение проблем, поднятых в журналистике, и рассмотрение (если не прямая реализация) предложений, ею выдвинутых, зависят от тех или иных социальных институтов общества и должностных лиц (правительства, хозяйственных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, творческих союзов и т.д.), в практике работы редакций оказывается существенно важным налаживание контактов с этими институтами и официальными лицами.
Прежде всего необходимо донести до них выступления СМИ - ведь не все институты располагают пресс-центрами, собирающими и обобщающими выступления СМИ по касающимся их деятельности вопросам. Но даже если соответствующие материалы и оказываются в руках инстанций, от которых зависит решение, ими далеко не всегда принимаются адекватные меры, особенно по критическим выступлениям. Поэтому важно удостовериться, что выступление СМИ «дошло до адресата» и тем самым (а может быть, и «прямым текстом») заявлено о желательности получения ответа на выдвинутые замечания и предложения. Если реакции на «первичное» обращение нет, полезно через некоторое время напомнить о позиции издания или программы, а также приложить дополнительную информацию (поступившую новую или имеющуюся в редакции, но не опубликованную ранее).
Тем самым редакция последовательно вмешивается в рассмотрение поставленного ею вопроса, занимает активную позицию в стремлении к действенности. Многое в этой работе (напоминания, посылка дополнительных материалов, закрытых обзоров, от
кликов из аудитории и различных институтов и т.д.) «не выходит» на газетную полосу или в выпуск телепрограммы, как бы оставаясь «за кадром». Иногда редакции организуют по опубликованным материалам «круглые столы» с участием специалистов и затем знакомят аудиторию с результатами обсуждения тех или иных вопросов.
Однако усилий редакций часто оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказывались действенными. Пренебрежение к деятельности журналистов, нежелание считаться с ними, связанные с высокомерным отношением профессионалов к «вмешательству» СМИ в область их компетенции, к сожалению, подкрепляются отсутствием достаточной юридической базы, которой регулировались бы отношения «журналистика - социальные институты».
К сожалению, общеконституционная норма, в соответствии с которой граждане страны вправе участвовать в управлении делами государства, а их заявления, предложения и жалобы должны рассматриваться соответствующими институтами, носит общепринципиальный характер и не подкреплена конкретизирующими нормами права. Что же касается определяющего правовую базу функционирования журналистики Закона РФ о средствах массовой информации, то в нем нет положений, затрагивающих эти вопросы деятельности СМИ, кроме регламентации права на ответ. Однако это право не обязывает социальные институты отвечать на выступления СМИ, но подразумевает требование к журналистам опубликовать ответ, если тот, кого касаются эти выступления, захочет дать опровержение или сделать заявление по затронутой теме.
Частично проблема «закрыта» Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной власти», согласно которому материалы СМИ, в которых говорится о «нарушении или неисполнении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов», должны быть рассмотрены соответствующими госорганами в течение трех дней, а не позднее двух недель сведения о мерах должны быть сообщены в Главное контрольное управление Президента. Легко заметить, что речь идет о нормировании действенности далеко не всех выступлений СМИ.
Недостаточность обязывающих обе стороны в отношениях «журналистика - социальные институты» правовых норм затрудняет реализацию непосредственно-организаторских функций журналистики, ослабляет возможности действенного участия СМИ как «четвертой власти» в общественно-политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни. Вместе с тем не следует забывать об опосредованном воздействии СМИ на принятие решений, связанном с давлением общественного мнения, с
требованиями общественности, выработанными под влиянием журналистики. Да и на представителей социальных институтов СМИ так или иначе, но оказывают влияние.
Однако зафиксировать такую опосредованную действенность журналистики и дать отчет о ней аудитории со страниц газет, по радио или телевидению практически невозможно. Кроме того, следствием подобного положения вещей оказывается и некоторая дезориентированность самих журналистов - ведь не имея «обратной связи» по поводу наличия реакции на выступления, не зная ее характера, трудно продолжать и развивать данное проблемно-тематическое направление.
Тем не менее, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в области действенности выступлений журналистики (а может быть, и в силу этого), журналисты в своей практической деятельности не только не могут игнорировать возможности своего непосредственно-организаторского участия в жизни общества, но способны и должны стремиться к максимальной результативности выступлений. А также и сообщать аудитории о реакции на свои выступления, принятых и непринятых мерах в материалах типа «По следам наших выступлений», «Газета выступила - что сделано».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    История и причины возникновения, пути развития социологического знания о журналистике и современное состояние. Социология журналистики в системе теории журналистики. Понятие социожурналитики, ее специфические признаки и значение, структура и практика.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Характеристика интернет-журналистики: особенности становления, развитие и специфика в Украине. Интерактивность как эффективный фактор реализации массовой коммуникации. Сущность веб-среды, анализ онлайн-журналистики. Обзор деятельности популярных сайтов.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2013

    Значение журналистики на общество и ее значение в повышении образованности на примере "Женского журнала". Классификация функций журналистики и влияние средств массовой информации на население. Роль женских журналов в повышении уровня культуры читателей.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2010

Эффективность журналистской практики - раздел Журналистика и СМИ, Основы журналистики Об Эффективности Надо Говорить Как О Центральной Профессионал...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы журналистики

Основы.. журналистики допущено министерством образования Российской Федерации..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Корконосенко С. Г
Основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 287 с. ISBN 5-7567-0158-3 В учебнике рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как с

И терминологический аппарат курса
Курс «Основы журналистики» заметно отличается от других профессиональных дисциплин учебного плана. Прежде всего - он фактически открывает собой знакомство студентов с богатым компле

Журналистское образование
Прежде чем приступить к изучению теоретических вопросов, сделаем краткий экскурс в историю журналистского образования. Это полезно во многих отношениях, в том числе для осознания тв

Педагогика журналистики
Студентам, начинающим свой университетский путь, и полезно, и наверняка интересно знать, насколько зрелой является сегодня научно-теоретическая база, на которой строится их обучение

Возникновение журналистики
Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под

Идейно-теоретические концепции журналистики
Бурное развитие газетно-журнального дела и его влияние на общественную жизнь с ранних пор вызывали дискуссии о духовных и нравственных основах журналистской деятельности, об отношен

Эфирное время, предоставленное партиям и движениям
(количество сюжетов) может похвастаться более или менее ро

И журналистской деятельности
Рассмотренные нами концепции никогда не оставались достоянием одной лишь отвлеченной, не связанной с практикой науки. Каждая из них находила и находит воплощение в реальной журналис

Журналистика как средство информации
Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телев

Т а б л и ц а 3
Лидерство стран в сфере информации (по числу информационых технических средств на 1000 жителей)

Типология и система СМИ
В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических х

Социальный и должностной статус
Социальный статус журналиста. Любое исследование состояния журналистского корпуса - а они регулярно проводятся в разных странах - непременно отразит большую психиче

Сетевой график издания
День недели Ответственный за рубрику Первая полоса Вторая полоса Третья полоса Четвертая п

Аудитория СМИ
Акт информационной коммуникации предполагает, что в нем участвует не одна сторона - источник информации, но, по меньшей мере, две, включая получателей сведений. В журналистике эту в

Социальные роли журналистики
Вопрос о социальных ролях прессы относится к числу ключевых для понимания ее взаимоотношений с миром, определения политики общества в сфере СМИ и стратегических установок самих реда

Социальные функции СМИ
Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций (от лат./functio - исполнение, совершенствование). В рамках определенной социетальной

Пресса и социальный контроль
Изучение предыдущих тем дает нам возможность разобраться в одном из самых трудных вопросов - участии журналистики в социальном контроле. Для исследователей и критиков прессы это пре

И журналистской деятельности
Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она

В журналистике
Тема гласности тесно связана с вопросом о свободе печати. В литературе даже встречается такая мысль: гласность - это, мол, неполная, неразвитая свобода, некий ее эрзац. На самом дел

Принципы поведения журналиста
Регулирующее воздействие на журналистскую практику исходит не только извне (со стороны правовой системы, собственников СМИ, политической и нравственной среды) и даже не только от пр

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполнению поставленных перед ним задач.

Эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

Результативность СМИ складывается из действенности и эффективности. В теории журналистики в эти синонимичные на первый взгляд слова вкладывается разный смысл. Журналистский текст может быть обращен к массовой аудитории и к социальному институту. Под действенностью понимают воздействие на принятие решений и мер различными социальными институтами. Об эффективности СМИ говорят, когда речь идет о воздействии на массовую аудиторию.

Результативность массово-информационного процесса в равной степени зависит и от личности журналиста-коммуникатора, и тот его знания своей аудитории, и от универсальных творческих факторов, которые должны учитываться при подготовке журналистского произведения.

Формы результативности: в принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возникают позитивные, но неожиданные, не связанные с явно поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов. Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.

(По В.А. Сидорову) Существуют объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой – как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.

К внешним факторам эффективности журналистской деятельности относятся:

Конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов;

Конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация;

Социально-экономические условия, определяющие возможности общества поддерживать систему СМИ в том или ином ее качестве;


Социокультурные факторы развития страны, региона, в том числе уровень информационной и политической культуры общества.

Так, конституционно-правовое поле определяет юридическую меру свободы СМИ, свободы слова. А конкретная общественно-политическая ситуация вносит в это свои коррективы, когда СМИ и журналисты получают максимум или минимум возможностей для сбора и распространения информации.

Исследователи и практики признают, что наиболее последовательно принцип свободы печати воплощался в жизнь в последний период перестройки, в 1989–1991 гг. А между тем именно в это время правовое обеспечение свободного функционирования СМИ было далеким от совершенства. И, тем не менее, журналистика действовала в комфортном режиме, пользовалась всеобщим вниманием и была авторитетной даже для органов власти. Объясняется это особым политическим климатом периода перестройки, влияние которого оказалось сильнее и значительнее правовых норм.

Вот почему эффективность журналистской деятельности закономерно оценивается и по такому фактору, как мера обратного воздействия прессы на базовые институты, определяющие условия ее существования. В настоящее время, когда конституционно-правовое поле функционирования СМИ стало устойчивым, на первый план вышли социально-экономические факторы, в решающей степени оказывающие влияние на эффективность журналистской деятельности.

К внутренним факторам, которыми предопределяется эффективность журналистской деятельности, относятся:

Функционирование СМИ как системы (т.е. мера разветвленности различных СМИ, заполнения ими информационных ниш по социальным группам и слоям общества);

Научная обеспеченность журналистики;

Уровень профессиональной культуры журналистских кадров;

Этические основы журналистской деятельности и корпоративная солидарность.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с ее прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта – семантический и синтаксический – соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала. То есть эффективность медиатекста зависит от всех этапов его разработки.

Главный ориентир эффективности – запросы аудитории.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений по крайней мере из трех сфер представлений о ней.

Во-первых, это социально-демографические характеристики аудитории (образование, профессия, пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д., что обычно фиксируется статистикой).

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.).

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

18. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста.

В развитии профессионализма можно выделить три ступени:

Первая - обученность - сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях.

Вторая - умелость - учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях.

Третья - мастерство - такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.

Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) - подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) - созревание - осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) - вдохновение - в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.

Профессиональное мастерство - это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильность, самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество - это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.

19. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистской деятельности.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активная; ее составляют массово-информационные потоки (т.е. журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Массово-информационные потоки - это форма актуального существования массовой информации, которая создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации.

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационных потоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируют специальная информация, доступная специалистам; информация, представленная знаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характерная для традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль и небылицы.

Журналистика, создавая специфические тексты, оказывается организатором массово-информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации, журналист создает из них новый "сборный" продукт - подвижную, эволюционную информационную картину современности. Эта картина современности формирует массовое сознание, общественное мнение, общественные настроения, во многом определяет поведение людей и деятельность социальных институтов.

В первом случае мы имеем дело с информацией внешней, фактологической, объективной.

Во втором случае мы имеем дело с информацией внутренней аналитической, субъективной.

Существует также два уровня создания массовой информации:

1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;

2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).

20. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.

Творческий акт - творческая деятельность журналиста, направленная на создание журналистского материала. Творческий акт в журналистике стадиален: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста.

1. Стадия познавательной деятельности (получение информации)

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения.

Начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования. Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории.И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Это величина непостоянная.

Приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение (вкл. и невкл);

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание.

Создание журналистского произведения проходит ряд этапов, на каждом из которых проводится специфическая работа по освоению фактов реального мира, их анализу, выстраиванию авторской концепции, ее реализации.

ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.

ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:

1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.

2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.

3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.

4. Планирование дальнейшей работы.

5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.

В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.

Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.

СЮЖЕТ. Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

ТЕМА. Обычно рождается из двух ситуаций - либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. - иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное - найти эти факты.

Процесс работы над произведением не обязательно должен включать в себя эти этапы в жесткой последовательности. Журналист может возвращаться в своей работе и добирать недостающую информацию, перепроверять свои данные, менять рабочую идею. Но в целом, все этапы работы должны быть выполнены эффективно - без этого конечное произведение рискует оказаться неубедительным, поверхностным.

Курс ОЗО. 1 семестр.Зима – экзамен и зачет за контрольную работу

(обзор 5 газет и 5 журналов).

Учебники: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000,2004 и более поздние.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991, 1996 и др. лет изданий.

Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста.М.,2001.

Доп. Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. М., 2009.

Учебники могут быть доступны в Интернете.

Вопросы и литература.

1.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития .

Лекция, учебник Е.П. Прохорова “Введение в теорию журналистики» выпуска 1980 г. (дан исторический раздел), сборник «От кремня до кремния», М.,1991.

Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.

Лекция. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. Глава 2. М.,2000 (есть в Интернете).

3.СМИ как система, перспективы ее развития .

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 2000 и более поздние годы.

4.Газеты как средство массового информирования .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие).. Система средств массовой информации России. М.. 2001, 2006 (есть эл. врсия). Типология периодической печати (под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской),М., 2007.

5.Журнал как вид прессы .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. М., 1987. Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006. Типология периодической печати (под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской),М., 2007.

6.Информационные агентства .

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). От кремня до кремния. М.,1991. Вартанова Л. и др. От государства – к рынку России//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1994, №1(о формировании системы независимых агентств в РФ) . Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006. Сайты агентств (представлены структура, задачи, описана деятельность).

Радио как средство массового информирования.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Электрон..пособие). От кремня до кремния. Васильева Т.В. и др. Теле- и радиоинформация. ЛГУ, 1987. Радиожурналистика. М., 2000 и боле поздние. Система средств массовой информации России. М., 2001, 2006. .

Телевидение как средство массового информирования.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). сб. От кремня до кремния. Юровский А. История советской тележурналистики. М., 1982 (раздел об особенностях ТВ). Телевизионная журналистика. МГУ. (2000, 2004 т б.похдние…).Система средств массовой информации России. М.,2001, 2006.

СМИ в Интернете.

Кручевская Г.В. Медиасистема современной России: основные каналы. Томск, 2011 (Элесктрон..пособие). Система средств массовой информациив России. М.,2001, 2006. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика.М., 2005. Собственный анализ Интернет-ресурсов на данный момент.

Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.

Лекция. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., учебник 2000 гг. выпуска. Прохоров Е.П. Журналистика – 4 власть?// Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1993, №2. Дискуссия в журнале «Четвертая власть». 1996, №№1-6 (Эл версия учебного ресурса).

Проблема «журналистика – четвертая власть»: «за» и «против».

Лекция. См. вопрос 10.

12.Система социальных функций журналистики .

Лекция. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. анализ конкретных материалов, номеров изданий, в которых проявляются те или иные функции .

13.Журналистика и общественное мнение. Понятие ОМ, значение и функции ОМ в обществ. Проблема манипулирования ОМ. Лекция, учебник. Игнатов Н., Мотков С. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения// научный журнал Вестник МГУ, серия 10 Журналистика,1997, №1. Доп.: Бетанели Н. Общественное мнение и СМИ: что мешает взаимодействию?//Журналист, 1996. №11-12. Гоуазер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.

14.Журналистика и общественное мнение: проблема выражения и формирования ОМ средствами массового информирования, этапы редакционной кампании по воздействию на ОМ. Лекция, см. вопрос 13.

Действенность и эффективность журналистики.

Лекция, учебник Прохорова Е.П.

16.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.

Лекция, Закон РФ «О средствах массовой информации»(1991 с учетом более поздних дополнений). (воспользоваться электронными ресурсами.)

17.Проблема свободы журналистики: социально-политический и экономический аспекты. Социальная позиция журналистики .

Лекция. Прохоров Е.П. Формирование социальной позиции журналиста// Вестник МГУ. Серия 10 Журналистика, 1992, №1. Дискуссия в «Журналисте» об экономической независимости СМИ: 1992, №5-6. Засурский И. Масс-медиа второй республики. МГУ, 1999. Статьи в «Журналисте»: 1997, №7 (Мезенцев В. Русская пресса для трех толстяков), 1998,№6 (Качкаева А. Российские империи СМИ),1998, №3 (Исаков К. Капитал на рынке СМИ). 1999,№10 (Свобода СМИ «второй свежести»?). 2000,№7 (Лучников А. Независимы ли…), статьи текущей профессиональной периодики.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные