Как называется еврейская библия. Почему еврейская Библия отличается от греческой? Составные части Танаха

Регулярная статья

Иллюминированная страница книги пророка Исайи из рукописной Библии (предположительно 12 в.). Jewish Encyclopedia (1901–1912).

Страница из рукописной Библии 13 в. с микрографической масорой, расположенной в виде орнамента. Jewish Encyclopedia (1901–1912).

ТАНА́Х (תַּנַ"ךְ) - вошедшее в употребление в средние века и принятое в современном иврите название еврейской Библии (в христианской традиции - Ветхого завета). Слово представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов Священного Писания:

  • Тора́ , ивр. תּוֹרָה ‎ - Пятикнижие
  • Невии́м , ивр. נְבִיאִים ‎ - Пророки
  • Ктуви́м , ивр. כְּתוּבִים ‎ - Писания

Термин «ТаНаХ» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

Датировка самых ранних текстов колеблется в промежутке XII-VIII вв. до н. э., самые поздние книги датируются II-I вв. до н. э.

Название Священного писания

Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всего еврейского народа и применялось во все периоды его истории. Наиболее ранний и распространенный термин - הַסְּפָרִים , hа-сфарим (`книги`). Евреи эллинистического мира употребляли это же название на греческом языке - hτα βιβλια - Библия, и оно вошло главным образом через свою латинскую форму в европейские языки.

Термин סִפְרֵי הַקֹּדֶשׁ сифрей hа-кодеш (`священные книги`), хотя и обнаружен только в еврейской средневековой литературе, по-видимому, иногда употреблялся евреями уже в дохристианский период. Однако это название встречается редко, так как в раввинской литературе слово «сефер» (`книга`) применялось, за небольшими исключениями, только для обозначения библейских книг, что сделало излишним приложение к нему каких-либо определений.

Термин «канон» в применении к Библии отчетливо указывает на замкнутый, не подлежащий изменению характер окончательной редакции Священного Писания, рассматриваемого как результат Божественного откровения. Впервые греческое слово «канон» по отношению к священным книгам применили первые христианские теологи, так называемые отцы церкви в 4 в. н. э.

В еврейских источниках нет точного эквивалента этого термина, но заключающаяся в понятии «канон» концепция по отношению к Библии явно еврейская. Евреи стали «народом Книги», а Библия - залогом его жизнедеятельности. Заповеди Библии, учение и мировосприятие запечатлелись в мышлении и во всем духовном творчестве еврейского народа. Канонизированное Писание безоговорочно принималось как истинное свидетельство национального прошлого, олицетворение реальности надежд и мечтаний.

С течением времени Библия стала основным источником познания иврита и эталоном литературного творчества. Устный Закон , основанный на толковании Библии, раскрывал всю глубину и силу таящихся в Библии истин, воплощал и претворял в жизнь мудрость закона и чистоту морали. В Библии, впервые в истории, было канонизировано духовное творчество народа, и это оказалось революционизирующим шагом в истории религии. Канонизация была сознательно воспринята христианством и исламом.

Безусловно, книги, входящие в Библию, ни в коем случае не могли отразить всего литературного наследия Израиля . В самом Писании имеются свидетельства о наличии обширной, впоследствии утерянной литературы; например, несомненно очень древними являются упоминаемые в Библии «Книга войн Господа» (Чис. 21:14) и «Книга Праведного» («Сефер ха-яшар»; ИбН. 10:13; II Сам. 1:18). Правда, в ряде случаев одно и то же произведение, возможно, упоминалось под разными названиями, а слово сефер могло обозначать лишь раздел книги, а не книгу в целом. Имеются основания предполагать, что существовали многочисленные другие произведения, о которых Библия и не упоминает.

Сама концепция создания канона Писания предполагает длительный процесс отбора произведений, на которых он основан. Святость была необходимым условием канонизации той или иной книги, хотя и не всё, что считалось священным и плодом Божественного откровения, было канонизировано. Некоторые произведения сохранились лишь благодаря своим литературным достоинствам. Очень важную роль сыграли, вероятно, школы писцов и священнослужителей, которые, с присущим им консерватизмом, стремились передавать из поколения в поколение основные изучаемые тексты. Затем сам факт канонизации заставлял чтить включенную в канон книгу и способствовал тому, что благоговение к Священному Писанию было увековечено.

ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма . По традиционным представлениям, эти книги были дарованы людям посредством руах hа-кодеш - духом святости.

ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама .

Язык Танаха

Большая часть книг Танаха написана на библейском иврите, кроме нескольких глав в книгах Эзра (4:8 - 6:18, 7:12-26) и Даниэль (2:4 - 7:28) и небольших отрывков в книгах Берешит (31:47) и Ирмеяhу (10:11), написанных на библейском арамейском.

Состав ТаНаХа

В ТаНаХ входят 39 книг.

В талмудические времена считалось,что ТаНаХ содержит 24 книги. Это число получается, если объединить книги Эзра (книга)Эзры и Нехемьи , считать одной книгой весь сборник Трей асар , а также считать обе части книг Шемуеля , Мелахим и Диврей hа-ямим за одну книгу.

Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Шофтим и Рут , Ирмеяhу и Эйха , так что общее число книг ТаНаХа приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.

Различные древние рукописи ТаНаХа также дают различный порядок книг в нём. Принятый в еврейском мире порядок книг ТаНаХа соответствует изданию Микраот гедолот .

Католический и православный каноны Ветхого Завета включают дополнительные книги, отсутствующие в ТаНаХе - апокрифы и псевдоэпиграфы.

Деление ТаНаХа на три части засвидетельствовано многими древними авторами. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), написанной около 190 г. до н.э. Три раздела ТаНаХа упоминают также Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.) и Иосиф Флавий (37 н.э. - ?). В евангелиях встречается формулировка «в Законе Моисеевом, в Пророках и Псалмах » (Лк.).

Составители книг ТаНаХа

На основании: Вавилонский талмуд, трактат Бава батра, 14Б-15А

Еврейское название Составитель
Тора Моше (Моисей)
Тора (последние 8 фраз) Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин)
Йеhошуа Йеhошуа бин Нун
Шофтим Шемуэль (Самуил)
Шмуэль Шемуэль . Некоторые фрагменты - пророки Гад и Натан
Мелахим Ирмеяhу (Иеремия)
Йешаяhу Хизкияhу (Иезекия) и его свита
Йермияу Ирмеяhу
Йехезкель Мужи великого собрания : Хагай , Зехарья, Малахи , Зерубавель , Мордехай и др.
Двенадцать малых пророков Мужи великого собрания
Теhилим Давид и десять мудрецов: Адам , Малкицедек, Авраhам , Моше , Ѓеман, Йедутун, Асаф и трое сыновей Кораха .

Согласно другой версии Асаф был одним из сыновей Кораха, а десятым был Шеломо (Соломон). Согласно третьей версии одним из составителей был не Авраам, а Эйтан .

Мишлей Хизкияhу и его свита
Иов Моше
Песнь песней Хизкияhу и его свита
Рут Шемуэль
Эйха Ирмеяhу
Коhелет

Деление на главы и номера стихов не имеет никакого значения в еврейской традиции. Тем не менее, они присутствуют во всех современных изданиях ТаНаХа, что упрощает поиск и цитирование стихов. Деление книг Шемуэля , Мелахим и Диврей hа-ямим на части I и II сделано только для удобства обращения с большими книгами. Принятие евреями христианского деления на главы началось в эпоху позднего средневековья в Испании, частично в контексте принудительных религиозных дебатов, которые состоялись на фоне жестких преследований и испанской инквизиции. Целью принятия такого деления было облегчение поиска библейских цитат. До сих пор в традиционном мире ешив главы книг Танаха называют не перек , как главы Мишны или мидрашей, а заимствованным словом капител .

С точки зрения еврейской традиции, деление на главы не только необоснованно, но также открыто для серьезной критики трех видов:

  • Деление на главы иногда отражает христианское толкование Библии.
  • Даже если они не предполагается христианское толкование, главы часто делят библейские тексты во многих местах, которые могут быть расценены как неуместные по литературным или иным причинам.
  • Они игнорируют принятое деление закрытыми и открытыми пробелами, существующее в масоретских текстах.

Номера глав и стихов очень часто указывали на видном месте в старых изданиях, помимо того, что они заслоняли традиционное еврейское масоретское деление. Однако, во многих еврейских изданиях ТаНаХа, опубликованных за последние сорок лет, наблюдается тенденция к минимизации влияния и значимости номеров глав и стихов на странице. Большинство изданий достигли этого, удалив их из самого текста и переместив на края страниц. Основной текст в этих изданиях не прерывается в начале глав (которые отмечены только на полях). Отсутствие разбиения на главы в тексте в этих изданиях также служит для укрепления визуального воздействия созданного пробелами и началами параграфов на страницах, которые отсылают к традиционному еврейскому делению.

, : Переводы Танаха

Перевод ТаНаХа Давида Йосифона и а-Брит а-Хадаша в редакции NEV
(2015)


ТаНаХ и а-Брит а-Хадаша на русском языке в редакции NEV

Особенности редакции NEV

Тексты ТаНаХ (Еврейская Библия) в редакции NEV отличаются от общепринятых текстов. Так как ортодоксальные и мессианские евреи по каким-то причинам при переводах ТаНаХ не вписывают в священной книге имя Всевышнего, а Христиане о Нём не имеют правильного представления, то и возникла идея создания этой редакции. Редакция NEV будет одинаково полезна как для представителей иудаизма, так и для представителей мессианства и христианства.

Третья Заповедь Закона гласит: “Не произноси имени Всесильного твоего напрасно …” Означает ли это то, что его совсем нельзя произносить? Конечно же, нет. Имя Всевышнего надо произносить там, где это надо делать. Если напрасно произносить является грехом, то не произносить совсем является не меньшим грехом.

Всесильный открыл людям Своё имя не для того, чтобы они его не произносили, а для того, чтобы они знали, Кто их Бог и как имя Ему. Богов много и у каждого своё уникальное имя.

В 96 Тегилим в 13 стихах имя Бога - Йегова - упомянуто 11 раз. А слов из песни, как говорится, не выкинешь, иначе это будет уже не песня. А Тегилим уже не будет Тегилим. Стихотворцы слагали Тегилим по воле Йеговы и пели их в собрании святых во имя Йеговы.

Данная редакция НЕ имеет никакого отношения ко всемирной христианской организации Свидетели Иеговы.

Общепринятое слово “Господь”, которое является ничем иным, как человеческой добавкой в тексты ТаНаХ, в данной редакции отсутствует. Причина заключается в том, что слово “Господь” не является именем Бога. Слово Господь было вставлено в христианскую Библию исключительно из политических соображений руководством христианской власти. Если открыть любой русский словарь, то слово “Господь” имеет только один смысл - Бог христиан. В текстах еврейских писаний слово “Господь” отсутствует.

Ортодоксальный иудаизм и мессианские общины, живя по европейскому стилю, также стали использовать в своих переводах вместо имени Йегова слово “Господь”. Таким образом произошла подмена имени. Да и вообще слово “Господь” никоим образом не является и не может являться именем израильского Бога.

Слово “Господь” в данной редакции заменено согласно транслитерации на оригинальное “Йегова” (Тот, Кто даёт жизнь всему) - יְהֹוָה (yeh-ho-vaw").
Слово “Владыка” заменено согласно транслитерации на оригинальное “Адонай” - אֲדֹנָי (ad-o-noy").
Слова “Всемогущий”, “Вседержитель” заменены согласно транслитерации, на оригинальное “Эльшадай” - שַדַי (shad-dah’ee).
Слово “Бог” заменено согласно транслитерации на оригинальное “Элохим” - אֱ֝לֹהִים (el-o-heem’).

Если Синодальный перевод Ветхого Завета на основании христианских догматов, имеет предрасположенность к многобожию, то эта версия редакции полностью исключает это понимание. Аналогично и в текстах Бэрит Гадаш (Новый Завет Давида Стерна) всё названо своим именем и никаких двояких стандартов. Слово “Бог” заменено на “Элохим”, слово “Господь” заменено на “Йегова”. Слово “Элохим” по отношению к Йешуа ГаМашиаху (Иисусу Христу) упразднено, так как оно там вообще неуместно, и заменено на еврейское слово “Адон”, согласно греческому смыслу слова “κυρίου” (господин). Культовое греческое слово “Христос” заменено на еврейское слово “Машиах” - מָשִׁיחַ (maw-shee’-akh).

Краткое знакомство с ТаНаХ

ТаНаХ - главная священная книга иудаизма (Еврейская Библия), которую Всевышний давал на протяжении веков через своих рабов пророков, в виде отдельных повелений и откровений. Окончательная редакция, как предполагается, была проведена в период Второго храма, т.е. около 400 г. до н.э.

ТаНаХ состоит из трёх частей:

Тора (Пятикнижие Моше)
Невиим (Пророки)
Кетувим (Писания)

На основании трёх заглавных букв этих разделов происходит наименование сборника священных книг: Т(ора) Н(евиим) Х(етувим). Таким образом получается сокращённо ТаНаХ.


Бырэйшит (В начале) (глав в книге: 50)

Шемот (Вот имена) (глав в книге: 40)

Ваикра (И воззвал) (глав в книге: 27)

Бымидбар (В пустыне) (глав в книге: 36)

Дыварим (Слова) (глав в книге: 35)

Йегошуа (Иисус) (глав в книге: 24)

Шойфтим (Судьи) (глав в книге: 21)

Шемуэйл I (Самуил I) (глав в книге: 31)

Шемуэйл II (Самуил II) (глав в книге: 24)

Мелахим I (Цари I) (глав в книге: 22)

Мелахим II (Цари II) (глав в книге: 25)

Йешайа (Исаия) (глав в книге: 66)

Йирмейа (Иеремия) (глав в книге: 52)

Йехэзкэйл (Иезекииль) (глав в книге: 48)

Ошэйа (Осия) (глав в книге: 14)

Йоэйл (Иоиль) (глав в книге: 4)

Амос (Амос) (глав в книге: 9)

Овадйа (Авдий) (глав в книге: 1)

БИ́БЛИЯ. Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всего еврейского народа и применялось во все периоды его истории. Наиболее ранний и распространенный термин - הַסְּפָרִים , х а-сфарим (`книги`). Евреи эллинистического мира употребляли это же название на греческом языке - τα βιβλια - Библия, и оно вошло главным образом через свою латинскую форму в европейские языки.

Термин סִפְרֵי הַקֹּדֶשׁ сифрей х а-ко́деш (`священные книги`), хотя и обнаружен только в еврейской средневековой литературе, по-видимому, иногда употреблялся евреями уже в дохристианский период. Однако это название встречается редко, так как в раввинской литературе слово се́фер (`книга`) применялось, за небольшими исключениями, только для обозначения библейских книг, что сделало излишним приложение к нему каких-либо определений.

Слово Тора, являясь общепринятым названием первого раздела Библии, имеет более широкое значение Божественного откровения, закона и еврейского религиозного учения вообще; иногда оно применяется в раввинистической литературе для обозначения Библии в целом.

Ветхий завет - это чисто христианское название Библии. Оно употребляется для того, чтобы терминологически отделить еврейскую Библию от христианского Нового завета.

Термин «канон» в применении к Библии отчетливо указывает на замкнутый, не подлежащий изменению характер окончательной редакции Священного Писания, рассматриваемого как результат Божественного откровения . Впервые греческое слово «канон» по отношению к священным книгам применили первые христианские теологи, так называемые отцы церкви в 4 в. н. э. В еврейских источниках нет точного эквивалента этого термина, но заключающаяся в понятии «канон» концепция по отношению к Библии явно еврейская. Евреи стали «народом Книги», а Библия - залогом его жизнедеятельности. Заповеди Библии, учение и мировосприятие запечатлелись в мышлении и во всем духовном творчестве еврейского народа. Канонизированное Писание безоговорочно принималось как истинное свидетельство национального прошлого, олицетворение реальности надежд и мечтаний. С течением времени Библия стала основным источником познания иврита и эталоном литературного творчества. Устный Закон , основанный на толковании Библии, раскрывал всю глубину и силу таящихся в Библии истин, воплощал и претворял в жизнь мудрость закона и чистоту морали. В Библии, впервые в истории, было канонизировано духовное творчество народа, и это оказалось революционизирующим шагом в истории религии. Канонизация была сознательно воспринята христианством и исламом.

Безусловно, книги, входящие в Библию, ни в коем случае не могли отразить всего литературного наследия Израиля. В самом Писании имеются свидетельства о наличии обширной, впоследствии утерянной литературы; например, несомненно очень древними являются упоминаемые в Библии «Книга войн Господа» (Чис. 21:14) и «Книга Праведного» («Сефер х а-яшар»; ИбН. 10:13; II Сам. 1:18). Правда, в ряде случаев одно и то же произведение, возможно, упоминалось под разными названиями, а слово сефер могло обозначать лишь раздел книги, а не книгу в целом. Имеются основания предполагать, что существовали многочисленные другие произведения, о которых Библия и не упоминает. Сама концепция создания канона Писания предполагает длительный процесс отбора произведений, на которых он основан. Святость была необходимым условием канонизации той или иной книги, хотя и не всё, что считалось священным и плодом Божественного откровения, было канонизировано. Некоторые произведения сохранились лишь благодаря своим литературным достоинствам. Очень важную роль сыграли, вероятно, школы писцов и священнослужителей, которые, с присущим им консерватизмом, стремились передавать из поколения в поколение основные изучаемые тексты. Затем сам факт канонизации заставлял чтить включенную в канон книгу и способствовал тому, что благоговение к Священному Писанию было увековечено.

Само слово «Танах» - это аббревиатура трех слов: Тора (Пятикнижие Моисея , Хумаш ), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Первая часть - Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта.

6 сивана 2448 г . по еврейскому летоисчислению (соответствует 1314 году до н.э.) весь еврейский народ пережил Синайское откровение.

На протяжении 40 лет странствий по пустыне Моше записывал полученные от Всевышнего знания, заповеди и законы на пергаменте.

Сшитые вместе в один свиток, эти рукописи и составили самую первую часть Танаха - Тору.

Само слово «Тора» на иврите означает «Учение» . Она состоит из 5-ти книг, поэтому на иврите ее часто называют Хумаш (от «хамеш» - «пять» ). Русскоязычный эквивалент - Пятикнижие.

Важно знать, что часто под словом «Тора» имеется ввиду также вся Тора в ее широком смысле, то есть и Письменная, и Устная Тора вместе.

Остальные книги записывались в период с 2516 года по еврейскому летоисчислению, что соответствует 1244 году до н.э. (Книга Йеошуа), и примерно до 3425 года, он же 335 год до н.э. (Книга Нехемьи).

Пять книг Торы были получены пророком Моше непосредственно «из Уст» Всевышнего. Все остальные книги записывались или пророками, или их последователями. Все они были внушены людям путем Б-жественного Откровения.

Книги, не вошедшие в еврейский канон и включенные в состав «святых книг» других религий (например, в так называемый «ветхий завет»), никакой святости в себе не содержат и представляют собой в лучшем случае свидетельства современников - с различной степенью достоверности - о тех или иных событиях Древней истории.

Среди православных принято думать, что еврейская Библия – это Тора, но на деле это не совсем так. Торой у евреев называется та часть Священного Писания, которую православная церковь зовет Пятикнижием Моисея, а именно, первые пять книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Полная же Библия евреев носит название Танах, и это слово – не что иное, как акроним (последовательное сочетание первых букв) еврейских названий книг, входящих в ее состав: Тора, Невиим и Ктувим.

Еврейская Библия состоит из 24 книг, и она практически полностью соответствует православному . Основное отличие – последовательность расположения книг и еврейские имена и названия: если в православном Писании пророка звали Даниил, то в Танахе он – Даниэль, Аввакум – Хавакук, Моисей – Моше, и так далее. Поэтому читать еврейскую Библию православному будет все-таки немного непривычно.

Для евреев Библия – это не только вместилище Закона и Слово Божие. Каждый еврей, прежде всего, видит в этой Книге историю своего народа, становление своей нации. О том, как трепетно иудеи относятся к Танаху, можно судить по тому, насколько тщательно и последовательно по сей день большинство из них соблюдает основные предписания, изложенные в нем.

Именно из своей Библии евреи знают о самых первых своих праотцах: Моисее, Аароне, Аврааме, Исааке, Иакове и других. Благодаря Священному Писанию знают, на каких землях жили их предки и как звали их правителей.

А вот Новый Завет в еврейскую Библию не входит: из православных Евангелий мы знаем, что иудеи (за исключением относительно небольшого количества последователей Иисуса Христа) не приняли Спасителя, не узнали в нем обещанного Мессию и продолжают ожидать Его пришествия до сих пор.

Можно ли православному читать еврейскую Библию?

В Русской Православной Церкви нет никаких запретов, касающихся чтения еврейской книги Библии, поскольку, как уже было сказано выше, никаких догматических отличий от русской Библии в ней нет. Тем не менее, в книжных магазинах нечасто можно встретить христианина, желающего купить еврейскую Библию хотя бы ради собственного развития. Зачем же она нужна, если содержание ее практически ничем не отличается от православного Ветхого Завета? Ответ прост: для расширения кругозора и повышения собственного уровня образования. Для многих, возможно, будет открытием то, что все православные богословы и религиоведы считают своим долгом купить не только еврейскую Библию, но и Коран, а также священные книги других религий, поскольку нельзя быть уверенным в собственной вере, не изучив остальные. Что касается книги Библии евреев, то нельзя забывать, что христианство – ответвление иудаизма, нравится это кому-то или нет.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные