Самоанализ урока литературного чтения. Тема: «Путешествие по народным сказкам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Кораблик»

Самоанализ

занятия по ознакомлению с художественной литературой

и развитию речи

Старшая группа

Воспитатель:

Мазепа Светлана Александровна

г. Удомля

Характеристика группы.

В моей группе 23 человека, из них 13 девочек, 10 мальчиков. На занятии присутствовало 10 детей, согласно условиям конкурса.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

Высокий уровень обучаемости: 100% – 4 человека

Средний уровень обучаемости: 89% – 3 человека

78% – 3 человека

Низкий уровень: нет

Подгруппы детей не постоянны, видоизменяются.

Характеристика проекта.

Данное по блоку занятие знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» первое. Чтение сказки я вынесла в предварительную работу, так как объем сказки велик по содержанию, тем самым сэкономила время для творческого задания детей.

Цель занятия: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Закрепить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать воображение; придумывание новых эпизодов сказки. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сказочницы, проблемную ситуацию в конце занятия – «Какими бы были гуси, если жили бы не у Бабы-Яги, а у Маши с Ваней?» Занятие закончила стихотворными строчками, позволяющими детям более ярко осмыслить содержание, т.к. стихи способствуют более легкому запоминанию материала, а также активизируют внимание детей, которые прекрасно усваивают информацию на слух.

Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала я продумала посадку детей, пригласив их на импровизированную поляну из цветов, а также использовала технические средства: музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (современная обработка с использованием голосов птиц).

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

вхождение в сказку,

творческое задание детей,

итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы (это перцептивный аспект) были использованы неоднократно:

при создании игровой мотивации «В гостях у Сказочницы»,

придумывание новых эпизодов сказки,

анализ выполненных работ.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ иллюстрации из сказки (книга-театр «Гуси-лебеди»)

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение творческого задания – создание ковриков для избушки Бабы-Яги, и для домика Маши и Вани.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку: пластический этюд «Бабочки».

Методы контроля . Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Длительность занятия 24 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их собственных сочинениях. Каждый герой был положительным.

Но, однако, дети удивили меня тем, что творческие рассказы были менее содержательны, чем могли бы быть. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности.

Тема: «По страницам волшебной сказки» в подготовительной группе МДОУ «Ясли – сад № 10 города Докучаевска», воспитатель Галанская Л. Я.

На занятии «По страницам волшебной сказки» была поставлена следующая цель: формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях при создании иллюстраций к сказкам доступными им средствами выразительности.

Задачи:

Совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью, штампом, мятой бумагой;

Развивать связную диалогическую и монологическую формы речи, излагать свои мысли понятно для окружающих;

Развивать творческие способности и мелкую моторику;

Способствовать созданию выразительного художественного образа через использование музыкального сопровождения;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Предварительная работа:

    Беседы: «Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?». «По страницам сказки. Кто такие художники – иллюстраторы?».

    Чтение сказок: «Кот, петух и лиса», «Гуси - лебеди», «Хаврошечка»,

«Кот в сапогах», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» и др.

    Театрализация сказок для малышей: «Колобок», «Репка».

    Участие в выставке «По страницам любимой сказки».

    Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека» (рассматривание иллюстраций детских книг)

    Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – мятая бумага, аппликация – из салфеток (комочками заполняется образ, а потом раскрашивается красками, после высыхания обрезается по контуру).

    Разучивание подвижных игр с художественным словом: «Колобок», «Мыши и кошка».

Организационная деятельность, подготовка к НОД

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Длительность НОД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюдён (проветривание перед занятием).

Занятие было итогом завершения проекта, демонстрация знаний, умений, которые дети приобрели, работая по данной теме.

Организационный момент «приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений между гостями и детьми.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Речевое развитие»: развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую формы речи, излагать свои мысли понятно для окружающих; показать уровень владения книжной культурой, детской литературой, понимать жанры художественных произведений. «Социально - коммуникативное»: дети показывали умение владеть речью, как средством общения и культуры, участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая, своего сверстник.

«Познавательное развитие» : развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности, знания о социокультурных ценностях своего народа, традициях. «Художественно-эстетическое развитие»: показать уровень владения детьми изобразительными техниками (традиционной / нетрадиционной), реализовать свой замысел в самостоятельной, творческой изобразительной деятельности.

В каждом моменте занятия я старалась активизировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно – ориентированном подходе.

В занятии использовала беседу, вопросы к детям на закрепление знаний о сказках, словесные игры, загадки. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности (работы детей).

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, поставленные задачи были выполнены.

Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.

Самоанализ урока

1. Тема урока: : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

2. Место в учебном курсе : урок в 4 классе, раздел «Чудесный мир классики», учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого М. В. Головановой, Л. А. Виноградовской, М. В. Бойкиной

3. Тип урока : урок закрепления изученного.

4 . Цель: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

5.Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

Регулятивные : формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные : Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные : Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Предметны е: Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

6. Межпредметные связи: русский язык

7. Организация пространства: групповая, парная, фронтальная работа.

8.Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемно-диалогического обучения, проектной методики, информационно- коммуникативные.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Чудесный мир классики».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующего затруднения.

На данном уроке применялся деятельностный подход в обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На уроке мною использовалась технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных у ниверсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных у ниверсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. Учащиеся выполняли задания по составление характеристики главных героев, соотношение, нахождение отрывка из текста к иллюстрации. Мною была организована групповая работа учащихся.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им затруднения.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Мною были достигнуты предметные результаты

Самоанализ урока в 1 классе по литературному чтению.

Тема: В.Осеева «Собака яростно лаяла».

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Метапредметные (МПР):

регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные : формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения

Тип урока: Изучение нового.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.

В классе обучается и воспитывается учащихся: 1 мальчик и 3 девочки. До поступления в школу дети не посещали дошкольное учреждение. Уровень подготовки к обучению, тем не менее, у детей разный. Если говорить о чтении, то на момент поступления в школу 2 человека умели читать. На данный момент читают все.

При планировании урока были учтены психологические и физиологические способности детей.

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремленность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом уроке начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность.

На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД.

Регулятивные УУД – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия для решения учебной задачи.

Познавательные УУД – осуществляют операции синтеза, анализа, классификации для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД – умеют вступать в диалог с одноклассниками, учувствуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют слушать одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственные мысли.

Личностные УУД – положительное отношение к познавательной деятельности.

Предметные УУД – умеют находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.

С детьми проводилась словарная работа. На уроке дети учились анализировать произведение, выражать свое отношение к прочитанному.

Каждый вопрос учителя – учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своё отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на некоторые слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребенок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.

Прослеживалась четкость, последовательность всех этапов. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер.

На уроке дети работали в парах, в группах, индивидуально, что позволило каждому ученику включиться в работу.

На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.

Использованы различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой форме, работа в парах),самоконтроль, ученик – учитель.

На уроке четко прослеживалась межпредметная связь с русским языком, окружающим миром, обж.

Порядок и дисциплина на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя к ученикам. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Перегрузки учащихся не было, были проведены две физминутки, чередовались задания.


В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные