Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». Урок в музее "убранство русской избы" Домовой и Красный угол — также элементы убранства русской избы

Дата публикации: 31.08.17

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока : «Убранство русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.

Задачи: создать условия для:

  • получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.
  • формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
  • воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок творчества

Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  • Примеры экстерьеров крестьянского жилища
  • Художественные материалы.
  • Мультимедийный проектор
  • Схемы-карточки для рефлексии
  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Бумага формата А4
  • Бумага цветная
  • Гуашевые краски
  • Акварельные краски
  • Кисточки № 2,4,6
  • Пастель
  • Гелевые ручки
  • Карандаш
  • Ластик
  • Баночка для воды
  • Салфетки
  • Ножницы

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия эмоционального настроя (Схема 1).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
  5. Физминутка.
  6. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»
  8. Рефлексия деятельности
  9. Рефлексия настроения
  10. Рефлексия итогов урока.
  11. Домашнее задание

Ход урока

Класс делится на 4 группы на предыдущем уроке.

I . Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 мин.

– Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. На уроке сегодня все присутствуют? Проверим готовность к уроку. Все готовы?

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на таблицу №1, лежащую на столе: перед вами находится изображение окна, раскрасьте, пожалуйста, какой свет вы увидели в вашем окошке, (соответствующий вашему настроению). Слайд 2.

II . Актуализация опорных знаний и мотивация 5 мин.

1). Проверка домашнего задания.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие, да не простое, а виртуальное. А билетами сегодня будут ваши домашние задания. Кто приготовил рисунки, иллюстрации, сообщения?

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек). Ребята! Какие изображены на слайде геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают? - СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ.

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц, коней и др.)

Слайд 3. Верно, эти солярные знаки вы использовали в работах. Как здорово вы нарисовали, какие красивые у вас получились резные доски, наличники…

А где, ребята, применялись узорчатые доски? Куда их крепили? – правильно к дому…

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Наша первая остановка: Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома. Слайд 4.

Почему, ребята, нам не удалось заполнить схему декоративных элементов на фасаде дома? – не знаем;

III . Постановка учебной задачи. (4-5 минут) Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

А что надо сделать? – узнать.

  • – Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
  • Ученик. Мы познакомились со знаками – символами, мотивами орнамента; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении внешних стен дома;
  • ?? познакомиться с расположением и символическим значением украшений.
  • Почему люди украшали свои жилища? – На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Можем решить нашу задачу? – нет.

  • Почему не получается выполнить задание? В чем затруднение?
    • Рефлексия настроения (1 мин.)
    • Рефлексия итогов урока (1 мин.)
    • Домашнее задание (1 мин.): Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

Что нужно рассмотреть? – отдельный дом. Слайд 6. (записали слово - изба)

Слайд 7. На слайде представлены два дома. Сравним их: найдите, в чем сходства и различия?

Правильно, ребята, строящийся дом, как будто еще не одетый, а второй дом украшен резными досками, как будто его нарядили. Наши предки говорили: украшение или убранство … – (это слово тоже стоит записать в список новых слов)

Если 1-ый дом выглядит скучновато, однообразно, то дом украшенный резьбой, сразу становится нарядным и красивым, подчёркивая свою индивидуальность.

Для открытия новых знаний. Слайд 8.

Слайд 9. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Что надо узнать? – верно! Познакомиться с традиционным жилищем русской избы. Познакомиться с истоками народного искусства; выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Определение темы урока.

Как прозвучит тема урока? Верно! «Убранство русской избы» Слайд 10.

К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Убранство русской избы».

IV . Открытие нового знания. (7-8 минут) Введение в тему. (технология эмоционального погружения)

А где, ребята, мы можем приобрести нужные знания? – конечно, в истории, литературе, МХК… На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, где мы познакомимся с традиционным русским жилищем, но, сначала скажите: из чего строят (дом) избу? Строили (рубили) из бревен хвойных пород деревьев. Обычно из сосны, а в некоторых районах и у нас в Забайкалье из лиственницы. Поэтому дом еще называют сруб. Слайд 11.

Сруб – с него начинают строить дом. А каким иструментом дом строили? Правильно, топором! Пила появилась гораздо позже… в

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала Речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

Ребята! Обратите внимание, на что ставили сруб? На подставки – бревна. Таким образом, глядя на выстроенный дом, впечатление было, что он стоит на курьих ножках… Похоже?

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется Богу, создавшему Вселенную. И Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Еще говорили: Мой дом – моя крепость. Дом – начало начал . Слайд 12.

Какие же виды домов существовали?

1.Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г». Слайд 13.

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом? Слайд 14.

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Слайд 15.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы. В этом нам поможет экскурс в литературу: стихотворение Капралова М.В. «Село»: Слайд 16.

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.

Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла - Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.

Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень
По прозванью охлупень.
Он словно конь иль птица
К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой.

Здесь причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.

Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита…

*** Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом– избой.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

физминутка 2 мин

V . Первичное закрепление. (4-5 минут) Слайд 23.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) Слайд 25.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Заполняем схему:

Проверяем по шаблону.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 3 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

Ознакомительный (работа информатика)

Творческая работа (работа всех участников)

Исследовательская (выбор подходящих терминов)

Итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 минут

Экстерьер избы включает следующие элементы – конь-охлупень , Доска-полотенце , доски-причелины , наличники. Каждая группа выбирает одну из частей экстерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут карточку (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину мира русской избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял экстерьер жилища?
  • Как украшен каждый предмет?
  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы,

обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце: ребята, нарисуйте в окошке смайлик! (в соответствии с настроением)

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.

Убранство русской избы

музейный урок

(проводится на базе

школьного

историко-краеведческого музея)


Пояснительная записка

Задачи составления данного урока:

    продолжать заинтересовывать и привлекать ребят к деятельности музея через творчество, подталкивая их придумывать интересные и творческие формы работы;

    создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли «актёров», ораторов, экскурсоводов;

    организовать игровую форму деятельности, способствующую развитию познавательной и творческой активности школьников;

Адресат: урок рассчитан на учащихся средней школы (5 – 7 классы).

Разработка музейного урока «Убранство русской избы»

Цель: Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с убранством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России.

    Развивающая : развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;

    Воспитательная: в оспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитание музейной культуры.

Оборудование: экспонаты школьного музея,раздаточный материал - комплект карточек «Интерьер русской избы», «Предметы быта», «Крестьянская утварь», конверты с загадками.

Подготовительная работа : лекторская группа готовит небольшие рассказы о предметах старины (истории старинных вещей); группа детей готовит стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме; помощники учителя экскурсоводы – Музейка и Музейщик. Возраст участников – 11-12 лет, экскурсоводов – 14-15 лет.

План урока:

    Организационный момент

    Создание музея (Презентация)

    Изучение темы урока: «Убранство русской избы»

    Мебель и убранство русской избы

    Домашняя и хозяйственная утварь в крестьянской избе

    История старинных вещей

    Рефлексия

    Подведение итогов

Ход урока:

Учитель: (Перед входом в музей)

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это –

Дети: это МУЗЕЙ!

Учитель: - Что означает слово музей? Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался Кунсткамерой – собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Есть еще тысячи народных и школьных музеев – такой как наш. Сегодня мы побываем в нашем школьном музее, познакомимся с музейными экспонатами, а помогут нам наши друзья хранители старины "Музейка" и "Музейщик".

Музейка: Приглашаю всех в гости (Открывает двери, ребята входят в музей) . Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наша сегодняшняя экскурсия будет проходить в школьном музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков.

Создать музей - лиха беда начало,
Каким же надо оптимистом быть,
Труда и сил, физических немало,
Всю душу в своё детище вложить.
Какой плетень-красавец у крылечка,
Какой колодец дивный средь берез.

И не сама в избе сложилась печка,
Чтоб было здесь тепло в любой мороз.
К избе от сердца проторить дорогу,
Чтоб сохранить исконный, русский дух,
Чтоб всяк, пришедший к этому порогу,
К своим истокам сердцем не был глух.
И наш наказ от русского народа:
Родная "Русская изба", держись!
Расти, музей, и крепни год от года,
Пусть все задумки воплотятся в жизнь!


Учитель: Ребята, мы стали не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его зале. (Вопросы детям)

Как же нужно вести себя в музее?

Что означает слово "Экспонат" (выставленный на показ)

Как они появляются в музее?

Все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея? (Нет, если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Музейщик : Итак, отправимся в прошлое. Путешествие наше будет состоять из нескольких остановок:

1 остановка – Интерьер

2 остановка – Домашняя утварь

3 остановка – История старинных вещей

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим внутреннее убранство и интерьер избы. Ребята, что означает слово интерьер?

Интерьер –(в переводе с французского внутренний вид) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие, благоприятные и функциональные условия жизнедеятельности. Интерьервнутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. Большое значение при этом имеет расположение предметов, а также их взаимосвязь. Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. место проживания должно быть комфортным: удобной для проживания, экономить человеку силы и время. К этому люди стремились, и будут стремиться всегда. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Учитель: Как же выглядел интерьер наших предков. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Это стол, лавки, различные полки и сундуки.

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался "Красный угол". Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами "Красный угол", снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога».

В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).

Музейщик: Столявлялся необходимым элементом убранства жилья, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу. В некоторых местах, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места.

В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения - столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

В обычное, время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".

Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи. Рядом с хозяином, на "мужской" лавке, тянувшейся вдоль правой стены к выходу, садились по старшинству его сыновья, на "женской", идущей вдоль фронтона, - дочери; хозяйка размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. По праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. На свадьбе – жениха и невесту.

Музейка: Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Музейщик: Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей среднего состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Музейка: Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Музейка: Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие: длиной до 2-х м и маленькие: 50-60 см Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Учитель: Ребята! А, как вы думаете, для чего предназначался сундук? (На сундуках спали, сидели, в нем хранили одежду). Если мы заглянем в бабушкин сундук, то увидим там рубахи, домотканые полотенца (рушники), скатерти, сарафаны, кружева, подзоры. Сколько здесь вещей. Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – «скрынях» дорогие сердцу предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Больше всего у нас в музее рушников. Их много хранится в деревнях. Полотенце на Руси имело не только прямое назначение - вытираться после умывания. Оно играло и обрядовую роль: на него принимали новорожденного, обвязывали жениха и невесту на свадьбе. Вышитый рушник считался лучшим подарком. Женщины ткали десятки рушников. Украшали их вышивкой или самодельными кружевами. На полотенцах вышивали разные символы и обереги. Эти узоры пришли к нам из далекой древности.

Музейщик: Ребята обратите внимание, какой красивый старинный ковер храниться в нашем музее. Такие ковры называют «Курскими», т.к. центром производства была Курская губерния, куда входил и наш край. Это ковер конца 19 века, так как именно в это время изменился узор безворсовых самотканых ковров - старинный геометрический рисунок заменился цветочным растительным - розы, мак, шиповник. Краски на нашем ковре по-прежнему яркие, так как нити мастерицы красили натуральными красками. Фон у ковра, как это характерно для нашего края - черный и на нем яркие розы, целый букет. Почти все пространство ковра вокруг занято цветами и трудно представить, что такую красоту делали в домашних условиях простые крестьянки.

Ткали не только ковры, но и дорожки, половики (от слова "половица"). По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Простые стелили на полу. Понаряднее и поярче - накрывали лавки, скамейки, сундуки.

Учитель: Ребята как вы думаете, на чем ткали хозяйки в старину? Правильно на ткацком станке. Занимал в избе значительное место, деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Учитель: Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек. Каждый экспонат – это наша память. Ребята посмотрите, вокруг какие еще экспонаты вызвали у вас интерес? Дети находят предметы: ступа, прялка, ухват и т.д. Музейка и Музейщик рассказывает о каждом предмете.

Музейщик: Ступа и пест приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой круглый сосуд. Деревянные ступки могли представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки. Прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все, же стоит.

Учитель: Ребята как вы думаете, о чем говорят эти поговорки о ступе и пестике?

    Семью пестами в ступе не утолчёшь (О сильном, здоровом человеке)

    Пестом в ступе не поймать (О находчивом, изворотливом человеке)

    Пестом погладить кого-либо (Избить, поколотить кого-либо)

    Пестом воду в ступе толочь?(Заниматься пустым бессмысленным делом)

Музейщик: Ухват или рогач - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба - хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Музейка: Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Музейка: Давайте подумаем, что означают мои поговорки о прялке?

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

    Прялка не Бог, а рубаху дает

    Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

    Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. (Ответы детей)

Учитель: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Сундук, самовар, прялка, картины - какое многообразие вещей представлено в нашем музее. Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью. В русской деревне употреблялась гончарная, деревянная утварь, а так же изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов, приобреталась на ярмарках. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. В русской деревне утварью называлось "украшение, убранство, наряды, драгоценности... Все движимое в доме, в жилище, особенно мебель... посуда и украшенья... ". В. И. Даль в своем словаре приводит старорусские значения слова: утварь – творить, утваряти, утворити - убирать, наряжать, украшать... сотворить, сделать.

Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения косметических принадлежностей.

3. История старинных вещей

Учитель: Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Ребята! а теперь давайте посмотрим ваши домашние заготовки. Дома вы должны были подобрать загадки о крестьянской утвари, и подготовить небольшие истории о старинных вещах.

Из далёкой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

1 лектор: Послушайте мою историю о старинном предмете. Но сначала отгадайте загадку, о каком предмете пойдет речь:

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар. Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными. Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках.

    Разошелся как холодный самовар.

    Приходите самоварчика поставим, а уйдете – чайку попьем.

    С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселей.

    Самовар кипит – уходить не велит.

    Как в самоваре, так кипит жизнь наша.

    Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.

Про самовар есть много песен, например в репертуаре Леонида Утесова была песенка: У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно. (Прослушивание песни)

Первые самовары были медные, серебряные для богатых. В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения - буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьёзные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.

Учитель: Ребята какие еще загадки вы приготовили про самовар?

2 лектор: Новая посудина, а вся в дырах. Что это?

Это всем известные корзины. Корзины изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту. В такой корзине, возможно, лежали даже грамоты от царя. Такая корзина запиралась на замок. А когда ямщику требовалось куда-то отлучиться, он брал корзину с собой.

3 лектор: Мою старинную вещь редко встретишь сейчас, попробуйте отгадать. Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора .

Это что такое? Правильно, коромысло . Какие загадки вы приготовили про эту старинную вещь?

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Учитель: Какие пословицы или поговорки вы слышали?

    Дым коромыслом (разг.) - шум, гам, беспорядок.

    Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

    Не шагай через коромысло, корча потянет.

    Поднял весь дом коромыслом.

    Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!

    Пыль столбом, дым коромыслом - а изба не топлена, не метена!

4 лектор: О чём эта загадка?

Спинка есть – брюха нет, голова есть – да без мозгов,

Уши есть да не слышит, подвяжешь - идёт, развяжешь – лежит.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека – значит, заперты. Ночью их снимали с ног, вот и открыты.

След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину. А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе относились снисходительно. Лапти снашивались очень быстро, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.

Учитель: Из чего же плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?». Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможности приобрести сапоги. Недаром, в сказках часто встречаются выражения: «Иван – лапотник», «Иван горемыка – из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью - специальных мастерских не было очень долгое время.

5 лектор: Угадайте о чем моя история?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал.

Это история про глиняный горшок . На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, в печи обжигают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили.

Учитель: Из глины помимо горшков делали много различной посуды: кувшины, крынки, чарки, миски. Их вы так же можете увидеть в нашем музее

6 лектор: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: "Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…"

7 лектор: Угадайте, что это такое? Плывёт паром, уголь в нём . Или вот еще:

В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
Да, это утюг.

А теперь послушайте мою "горячую" историю. Мы привыкли к современному утюгу - легкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими. Существовало много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли. Точно никто не знает, когда и кто изобрел то, что принято теперь именовать утюгом. Скорее всего, он появился тогда, когда появилась одежда из ткани. Хотя археологи утверждают, что шкуры тоже гладили - отполированной костью мамонта. Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних людей процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.

В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.

Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Гладили в России белье также и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой. Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Утюг изготавливался в кузнице кузнецом, это видно по зазубринам и неровностям на его боках. Есть утюги с узорами, с интересным замочком.

Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки.

Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм.

Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды - манжет, воротничков, кружев - пользовались маленькими утюжками, размером всего лишь с пол-ладони.

Рефлексия: (Детям раздаются конверты с загадками)

Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Лекторская группа, Музейка и Музейщик помогают, если у ребят возникают трудности в объяснении.

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали в музее нашей школы, подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке. Ответы запишите в карточку.

Сегодня на уроке я узнал:

(3 новых слова)

Сегодня на уроке мне особенно понравились:

(3 интересные вещи)

Сегодня на уроке меня удивили:

(3 уникальных предмета)

Сегодня на уроке мне запомнились:

(3 выражения)

4. Итог урока.

Учитель: Спасибо, нашим хранителям старины: Музейки и Музейщику! Спасибо за подготовку лекторской группе! Спасибо и Вам ребята.

Вижу, вы хорошо усвоили наш урок.

Спасибо за урок. До свидания!

Внеклассное занятие или классный час по теме «Убранство русской избы» рекомендуется к проведению и включает в себя помимо подробного сценария, также и наглядную презентацию.

Немалую роль имеет воспитательный момент внеклассного занятия «Убранство русской избы», в ходе которого воспитывается уважительное отношение к традициям, старине, интерес к национальной культуре русского народа.

Убранство русской избы — описание хода мероприятия

Поприветствовав учащихся, учитель, прежде, чем сказать тему внеклассного мероприятия «Убранство русской избы», загадывает ребятам загадку, ответом на которую и является слово — изба. Именно в русскую крестьянскую избу и предстоит виртуально, и в ходе диалога, окунуться школьникам вместе с учителем.

Учащиеся начальной школы приглашаются на своеобразную в обычный русский дом и знакомство с его традиционным убранством, а также предметами крестьянского обихода и быта.

В сопровождении слайдов презентации учитель рассказывает о том, что порог в избу обычно делался высоким, а дверь — низкой. И сооружалось это с той целью, чтобы с улицы меньше дуло в холодное время года. При входе не было принято стучаться, и, как правило, пришедший изрекал: «Мир вашему дому» или же «Здорово живёте» . А если же хозяева были заняты работой, то приветственным изречением были слова «Бог в помощь» .

Печь как важнейший атрибут убранства русской избы

В обычной русской избе, зачастую, жила всего одна семья, но в количестве до 10-12 человек. Ещё две загадки задаются школьникам про один из наиболее важных атрибутов избы — печь. И, несмотря на то, что в русской избе располагалась только одна комната, практически половину её занимала именно печь.

Считалось, что без печи и изба — не изба. Кашу приготовить, хлеб испечь, тепло на всю избу и, даже спать на печи можно. И неспроста длинными зимними вечерами и млад, и стар, коротали время, рассказывая друг другу сказки и прибаутки. А кого уже одолеет болезнь, считалось лучшим средством — попариться в русской печи.

На этом этапе можно предложить младшим школьникам вспомнить: — В каких русских народных сказках печь является одной из главных героинь? Вспоминаем сказку «Гуси-лебеди» , в которой девочка просила помощи у печи — укрыть её, за что должна была съесть испечённые печью пирожки.

В другой сказке описывается изба, углы которой затрещали, и крыша также зашаталась. А стена даже вылетела под натиском печи, что пошла самостоятельно по дороге к царю. Конечно же, ребята вспомнят сказку «По щучьему велению» про Емелю и щуку.

Кроме того, в сопровождении слайдов презентации, вспоминаем ещё одну сказку о печи — «Жихарка» . В ней хитрая лиса сама попала в печь, уступив маленькому мальчику в хитрости, сев на лопату.

Домовой и Красный угол — также элементы убранства русской избы

Продолжая рассказ о печи, нельзя не вспомнить и домового, которого считали покровителем домашнего очага, живущего за печью. Теперь можно и немного поиграть. Игровую физминутку выбирает учитель на своё усмотрение, а автор данного сценария предлагает для выбора водящего в игре, использовать считалочку про Домового.

Продолжаем рассказ об атрибутах избы, сообщая присутствующим о самом почётном месте в ней, которое именовали «красным углом» . Название «красный» происходит от слова «красивый» или «главный» . Располагался этот красный угол напротив печи на солнечной стороне, чтобы входящий у самого входа в избу смог увидеть это место. По этой причине в красный угол помещались образы святых, иконы, красивые вышитые полотенца, свечи или лампадки, букет из вербы. Сажали в этом месте наиболее дорогих из гостей, а за обеденным столом обычно здесь сидел глава семьи.

В старые времена окна избы не занавесились, и любой прохожий мог легко заглянуть внутрь с , что не считалось неприемлемым. За исключением лишь печи, всё находящееся в русской избе было изготовлено из дерева. Мебель, как неотъемлемая часть, составляющая «Убранство русской избы», была представлена следующими предметами: стол, скамьи, посудные полки, лавки, сундуки, колыбели (люльки ) и другое.

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)


Краткосрочный план

Учитель технологии школы- гимназии № 7

Кривоносова Л.А

Дата 15.03.2017 год

Класс 6 «Б»

урока 26

Тема урока: Интерьер жилого дома. Убранство юрты.

Цели урока: Организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера жилого помещения.

Образовательные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков в подборе отделки комнаты обоями, тканями в едином композиционном решении.
Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при разработке интерьера жилого дома.
Развивающие цели:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обогащать и систематизировать, ставить и решать проблемы).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели :

Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.
Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения,
- материалы и приспособления,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор.
. Дидактическое обеспечение :
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- учебно-технологическая документация:
- материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания,
мультимедийный диск с презентацией «Понятие композиции в интерьере жилого дома». «Убранство юрты»
Методы обучения :
1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
2. формирование, закрепление, применение ЗУН;
3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
4. объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;
5. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.
Тип урока : урок – практикум.

Межпредметная связь : Изобразительное искусство, черчение, история, английский язык. Казахский язык.

Время

Этапы урока. Формы работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Организационный момент.

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

2.Проведения бодрячка

Работа с детьми имеющие барьер в публичном выступление

3. Распределения по группам

Создание коллаборативной среды

1.Приветствует учениц

2.Выбирает ученицу для проведения бодрячка.

Выполняет вместе с учениками.

3. Распределяет учениц по группам. (методом молекулы). Предлагает повторить правила работы в группе.

1.Приветствуют учителя

2.Одна ученица предлагает свою версию проведения бодрячка. Проводит, остальные выполняют

3.Распределяются по группам, распределяют роли, повторяют правила работы в группе.

Ученики смогут сосредоточиться положительно на урок. Будут преодолевать барьеры публичного выступления.

Проверка домашнего задания.

1Демонстрация рисунков

2. Оценивание

Работа с одарёнными детьми

1Предлагает ученицам продемонстрировать свои рисунки «Комната моей мечты»

2. Для оценивания работ учащихся и их оформления, выбирает двух учениц, которые хорошо и отлично справились с данной работой, Озвучивает критерии по которым будут оцениваться работы учениц.

Выставляет отметки в журнал

1Прецентуют свои работы.

2. Помогают оцениванию работ учитель по составленным критериям

Сообщают результаты.

Учащиеся покажут знания по пройдённой теме урока. Научаться использовать критерии оценивания.

Актуализация познавательной активности.

Цель этапа Пробудить, взволновать, заинтересовать, Побудить учеников вспомнить то. что они знают.

1.Беседа по вопросам

Групповая работа

2. Беседа по высказыванию

3.Практическая работа

групповая

1.Предлагает ответить на следующие вопросы

Скажите, кто знает, что такое интерьер?

Что такое композиция?

2.Предлагает к обсуждению высказывание.
Зачитывает на двух языках

«Мой дом - моя крепость» «My house is my castle»
3.Предлагает выполнить задание на английском языке.
Предлагаются каждой группе рисунки мебели, составляющий интерьер комнат. Ученицы должны на английском языке дать название каждому предмету интерьера.

1Отвечают на вопросы

2 Беседуют по высказыванию

Высказывают свое мнение

3. Выполняют задание на английском языке.

Научатся взаимодействовать друг с другом.

С помощью вопросов, высказываний великих людей повысят познавательную активность к уроку.

Обоснование учения

Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Работа по вопросам.

Индивидуальная.

Предлагает определить тему урока с помощью наводящих вопросов

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Что должны узнать, понять, выделить?

Предлагает заполнить графу в таблице ЗХУ «Хочу узнать»

Определяют тему урока, с помощью наводящих вопросов.

Заполняют графу в таблице «хочу узнать»

Научатся самостоятельно определять тему и цель урока.

Осмысления материала .

Цель этапа ознакомить с новой информацией, анализ информации и определения личного его понимания.

1. Просмотр слайдов параллельно с объяснением учителя

2 Практическая работа.

2. Заключительный этап:

1.Предлагает просмотр слайд- презентации.-Функциональные качества интерьера

-Гигиенические требования .

-Эстетические качества –- Зонирование

-Декорирование

-Убранство юрты

– текемет, сырмак; тканые ковры.
деревянная мебель: кровать (тосекагаш), лари для продуктов и посуды (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка для постельных принадлежностей (жукаяк), напольная вешалка для одежды (адалбакан).

посуды: для кумыса - саба, торсык, его распития – ожау, шага, тостаган.

2 Практическая работа.

И вот подошли мы с Вами к выполнению практической работы.

- предлагает на рисунке записать предметы убранства юрты на казахском языке

Заключительный этап:

Заполнить графу таблицы ЗХУ «Узнал»

1.Слушаю, смотрят, записывают основные понятия.

Поднимают карточки. Задают вопросы.

Мне не понятно…..?

Мне понятно….

2. Выполняют практическую работу..

3. выполняют взаимооценивание.

Ознакомятся с понятием композиции, зонированием, функциональностью в интерьере.

Научатся применениею полученных знаний на практике) Научатся взаимооцениванию, определению своей степени понимания. Слабоуспевающие ученики, смогут покажут свою значимость на уроке, повысят свою сомооценку.

Рефлексия . Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

    Заполнение листов выхода.

А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.

Закончите предложение:

Самое интересное на уроке было…

Чему я научилась…………………

Что я узнала нового……………

Объяснение оценочных баллов

1.Отвечают на вопросы

2Пределяют своё эмоциональное состояние

Научатся нести ответственность за полученные результаты, видеть свои ошибки и успехи.

Домашняя работа: Выучить основные понятия по теме урока, которые записаны в тетради. Подготовить сообщения о традициях и обрядах гостеприимства казахского народа.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные