В.Н. Дружинин "Варианты жизни"

В.Н.Дружинин
ВАРИАНТЫ ЖИЗНИ

ОЧЕРКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

"ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР",
ИЛИ ЖИЗНЬ КАК ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСТВА

Как искатели изумрудов, перебирающие руками тонны песка и гравия, мы надеемся найти счастье здесь и сейчас.

Сознание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Человек – часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы... Брошенный в этом мир в определенное место и время, он так же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец – смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни .

Нам отпущен миг времени и частица свободы для того, чтобы распорядиться свои мгновением, искрой сознания, осветившей мир. Ощущение времени как ресурса, "шагреневой кожи", убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний (вопреки О.Бальзаку), – это ощущение присуще лишь взрослым людям имеющим возможность и желание размышлять о жизни.

Человек, погруженный в повседневность, защищен от страха смерти. Это самый надежный механизм защиты – возможность погрузиться в заботы и обязанности, не думая о смысле жизни.

Собственно, не каждому предоставляется возможность размышлять на тему "быть или не быть". Подавляющее число людей на Земле до сих пор погружено в тяготы повседневного существования: нужно лечить своих детей и заботиться о стареющих родителях, в поте лица добывать хлеб насущный, учиться или ежедневно восемь, а иногда и больше часов посвящать службе.

Люди вырываются из объятий "жизни-выживания", устраивая себе праздники: дни рождения, "золотые" и "серебряные" свадьбы, новогодние праздники и карнавалы. Но социальные условия вновь погружают их в борьбу с обстоятельствами. Ничтожные зарплаты и пенсии вынуждают людей предпринимать сверхусилия для поддержания своего существования на минимально приемлемом уровне. Но опять отключают электроэнергию, газ или горячую воду, и нужно доставать русскую "буржуйку" или керосиновую японскую печку. Человек не может привыкнуть к холоду, голоду и боли, а на лекарства нет денег...

По отношению к миллионам людей психологические рассуждения об активном выборе жизненного пути и самоактуализации звучат по меньшей мере нелепо.

Люди не потому хотят "иметь" и не хотят "быть", что это результат их выбора (сознательного или бессознательного), а потому что необходимость биологического, психологического и социального выживания требует усилий для приобретения колбасы, одежды, обуви, мебели, машины.

Давление на личность, оказываемое социальным окружением, кастой, классом, настолько велико, что личность не может не приобретать атрибуты, вновь и вновь символизирующие принадлежность к определенному слою, иначе она будет вышвырнута за пределы социальной группы, что равнозначно порой психологической и даже физической гибели. Так гибли люди, покинутые сородичами, в эпоху палеолита.
Если десятки миллионов жителей России в начале XXI века ведут "жизнь-выживание", то какие экзистенциальные проблемы мы – психологи – должны решать?

Проблемы существования возникают у человека, имеющего возможность выбрать, а затем пересмотреть свое решение, имеющего возможность думать о смысле своего и всеобщего бытия. Обратимость жизненного выбора – идея нереализуемая. Время необратимо – в одну реку не войти дважды, однако размышлять о смысле своей жизни может каждый.

Человек, осознавший время своей жизни как невосполнимый и ограниченный ресурс, может сделать попытку реконструировать свою жизнь. Но для этого необходимы уникальные условия. Во-первых, никакие внешние события, воздействие других людей, природные и психические катастрофы и прочее не должны браться в расчет.

Во-вторых, у человека должна быть минимальная внешняя гарантия его долговременного физиологического существования: крыша над головой, сумма на счете или долговременная работа, обеспечение под старость, возможность лечения на случай болезни и т.д. – все, что мы называем "социальной защищенностью".

Не случайно на Западе люди активно конструируют свою жизнь и распоряжаются временем как ресурсом после ухода на пенсию. Они выбирают себе хобби, активно путешествуют, общаются, участвуют в социальной жизни. Как правило, все это вписывается в рамки "жизни как времяпрепровождения". Для всех прочих, стремящихся полноценно использовать время, существуют гедонистический и альтруистический варианты. Вариация на тему последнего – "благоговение перед жизнью" Альберта Швейцера, служение людям, спасение их жизни. Напомню, что А.Швейцер посвятил себя врачебной деятельности, а именно – уходу за прокаженными в далеком от европейской цивилизации Габоне. Но основной путь – творческий подход к самой индивидуальной жизни, реализуемый как своеобразный рефлексивный вариант "жизни как творчества" (см. соответствующую главу).

Предметом конструирования становится сама жизнь, либо своя, либо чужая. Но "творческое" сознание присуще далеко не всем. Трудно самостоятельно изобрести вариант жизни. Поэтому в конце XX века возник рынок "стилей жизни". Множество интеллектуальных течений, школ, сект, религиозных общин, общественных организаций предлагают на выбор разнообразные "стили жизни", будь то "путь воина" или участие в психотерапевтической "группе встреч", которое для многих действительно превращается в образ жизни.
Свобода выбирать или конструировать собственный стиль жизни – достижение постиндустриального, информационного общества. Жизнь превращается в творческий процесс пересоздания самой жизни. И, разумеется, многие "кустарные" попытки создания собственных вариантов бытия не сравнимы с легкой возможностью выбора этих вариантов, как несопоставимы по качеству автомобиль-самоделка и "Мерседес" класса SL.

Индустрии "вариантов жизни" противостоит не только индивидуальное, но и групповое конструирование. Две среды его реализации – молодежная субкультура и субкультура людей пожилого возраста. И те, и другие находятся за пределами "настоящей жизни": одни – еще, другие – уже. На мой взгляд, до сих пор попытки создания новых "вариантов жизни" были малоуспешными.

Движения "битников", "хиппи", "панков" характеризуются не только внешней атрибутикой, действиями и некоторой "идеологией", но и психологическим подходом к жизни.

Но выходят ли эти подходы за пределы уже выделенных здесь, в этой книге вариантов? Субкультура хиппи, связанная культом наркотиков и измененных состояний сознания, секса, творчества и пассивного неприятия жизни как борьбы, несомненно, является вариантом "жизни-ухода" ("жизнь есть сон"). "Панки", агрессивные и не скрывающие свою деструктивность, воплощают своим поведением "жизнь-борьбу" (см. главу "Жизнь против жизни").

Артемий Троицкий вспоминает в своей книге "Рок в СССР" (в английском варианте "Back in USSR"), что секретарь ЦК Егор Лигачев так возразил на инициативу организации концерта "Рок против наркотиков": "Бороться роком против наркотиков – это все равно, что проституцией – против венерических заболеваний". Осмелюсь сказать, что Е.Лигачев был компетентен, об этом свидетельствуют судьбы рок-музыкантов Джимми Хендрикса, Курта Кобейна, Джима Мориссона и многих, и многих других.

Неудачи не останавливают изобретателей. Хотя стили жизни древне-афинских киников, китайских последователей Лао-цзы или египетских монахов-столпников очень близки к некоторым пропагандируемым сегодня.

И все же конец XX века предоставил невероятные доселе возможности хотя бы некоторым людям избавиться от необходимости выживания, от диктата социума, не выходя за пределы сообщества, не отказываясь от благ цивилизации и достижений культуры, как это должны были делать те же киники, чтобы обрести свободу выбора.

Не является ли этот выход из "царства необходимости" в "царство свободы", о котором мечтал Карл Маркс, очередной иллюзией? Может быть, идея о выработке каждым человеком индивидуального стиля жизни – идея, которая принадлежит Альфреду Адлеру, скоро перестанет быть пожеланием, теоретическим построением и воплотится в реальность?

Но способен ли человек этой возможностью воспользоваться? Главная проблема – в преодолении давления массового производства "стилей жизни" на человека-потребителя.

Что же предлагают на рынке? Естественно, основной предмет спекуляций – человеческое бессмертие или хотя бы продление жизни. Здесь победитель хит-парада – "Дианетика", произведенная на свет Божий Р.Хаббардом.

Бесчисленные "системы оздоровления" рекомендуют бег трусцой и диеты, занятия бодибилдингом и аэробикой: хороший внешний вид и внутреннее здоровье создают иллюзию бессмертия и продлевают молодость. Но с системами, пропагандирующими здоровый образ жизни, конкурируют системы, предлагающие различные способы "ухода" или "улета". Информационная цивилизация породила компьютерную виртуальную реальность. Компьютерные игры – изобретение, преобразовавшее жизнь сотен миллионов людей. Они, как и любая игра, являются упрощенной моделью "подлинной жизни". Компьютерная графика позволяет создать "эффект присутствия", чтобы человек мог уйти от жизненных проблем:

"Сегодня уход из реального мира при помощи систематических и натуральных веществ считается серьезным нарушением законов в большинстве развитых государств. Возможно, компьютерные игры существуют только потому, что никто не ждал угрозы дериализации сознания именно со стороны компьютеров. Компьютерная иллюзия меньше разрушает человеческий организм. Она более управляема – игрок в любой момент может отвернуться от монитора или просто закрыть глаза" .

Революцией в создании эффекта присутствия стало изобретение системы, включающей "перчатку", "шлем виртуальной реальности" и программное обеспечение, которая подает управляемое синтезированное телеизображение на каждый глаз человека. Датчики отслеживают положение головы игрока, и компьютер порождает картину мира, видимого из данной точки виртуального пространства под необходимым углом зрения. По мнению психологов, пребывание в виртуальной реальности, в мире компьютерной игры является вариантом "сна наяву". Человек находится в измененном состоянии сознания и получает от этого удовольствие: "Сознание для игры не нужно: эффект присутствия... создан из инвариантов, мир игры – из архетипов. Наиболее яркий признак бессознательной направленности Дум-образных игр – отношение к категории времени. В сознании оно есть: волевым решением человек может отложить свои плотские потребности "на потом" или привести их исполнение в соответствие с прошлым опытом. В бессознательном и в Дум-образных играх времени нет. Прошлое в игре сложно отличается от будущего: трупы исчезают, следов перестрелки не остается" . Возникает иллюзия обратимости действий, отсутствия в мире "стрелы времени" и ощущения вечности, возобновляемости существования. Поток переживания жизни становится абсолютно контролируемым. Итак, компьютерная виртуальная реальность есть еще одна версия "жизни-грезы", "жизни-сна", современный заменитель алкоголя, наркотиков и психотехник, погружающих человека в "нирвану". Это одна из многочисленных попыток дать человеку возможность забыться, уйти от сложности реальной жизни и ощутить себя вне времени.

Но не является ли погружение с головой в заботы повседневности таким же способом уйти от проблемы жизни и смерти, как компьютерная игра или отдых на Канарских островах? Вспомним слова Блеза Паскаля:

"Человек с самого детства только и слышит, что он должен печься о собственном благополучии и добром имени и о своих друзьях, и вдобавок о благополучии и добром имени этих друзей. Его обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он и его друзья не сумеют сохранить в должном порядке здоровье, доброе имя, имущество, и что малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным. И на него обрушивают столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах. "Что за диковинный способ вести человека к счастью, – скажете вы. – Вернейший, чтобы сделать его несчастным!" – Как, вернейший? Есть куда вернее: отнимите у него эти заботы, и он начнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, – вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей. И потому же, придумав для него множество важных занятий, ему советуют каждый свободный час посвящать играм, забавам, не давать себе ни минуты передышки".

Крайние, "чистые" варианты жизни являются идеальными типами и редко реализуются в реальности. Жизнь каждого среднего человека мозаична: в ней представлены ритуалы и "подготовка к жизни", выпивка и любовь на лоне природы, рабочие обязанности и хобби. Как из деталей конструктора, собирается из разноцветных кусочков времени наша единственная и неповторимая жизнь.

И, слава Богу, если в ней находится место творчеству – реализации нашего небольшого внутреннего богатства, которое и дорого потому, что пропадает вместе с нами.

Потому возмущают попытки лишить нас той малой толики свободы распоряжаться собой и своей жизнью, которая отпущена нам по милости природы или господа Бога. Нет ничего более трагичного, чем видеть прочерк, пустоту между двумя датами – рождения и смерти. Благо свой прочерк мы не увидим.
И все же человек, бессильный перед смертью, не бессилен перед страхом смерти. Психологические кудесники дают рекомендации, как не бояться смерти, и не заслуживают ничего, кроме иронии. Человек боится, но он не должен сдаваться врагу, который неизбежно победит. Духовная устойчивость, воля сопротивления продлевают человеку жизнь, и продлевают жизнь человечеству. Перед лицом явного врага – деструктивной агрессии ("антижизни") и перед врагом неуловимым – смертью он не сдается, отбивая секунды, минуты, дни, а порой и годы в безнадежном, по сути, поединке. Не надеясь на кудесников от науки – медиков, физиологов, генетиков, он решает проблему доступными средствами мобилизует себя и лишь изредка прибегает к помощи врачей и психологов.

Он изобретает, конструирует себе смысл жизни, вопреки тому, что жизнь и мир в целом лишены какого-то ни было смысла. Но иллюзия "смысла жизни", выходящего за пределы индивидуального человеческого существования, – единственная иллюзия, которая заслуживает доброго слова. И тогда жизнь человека превращается в "жизнь-служение" другим людям, делу, миру в целом, Богу и т.д. Христос – Спаситель человечества пришел в мир, принеся себя в жертву. Спасатель – самая, может быть, уважаемая сегодня профессия, он не совершает саможертвоприношения, но, разгребая завалы бытия, дает нам шанс еще раз взглянуть на красоту мира и ощутить кожей трагедию собственной жизни.

Три роли достойны человека: роли спасателя, защитника и созидателя. Созидатель, конструктор, рабочий, художник, ученый, ученик и учитель, мать и отец, друг и подруга – они воспроизводят и обновляют жизнь. Защитник, полицейский, солдат, пожарный и сторож защищают жизнь от внешних угроз. Спасатель, врач, психолог, священник продлевают физическую и духовную жизнь. В поединке с деструктивной агрессией и бессмысленностью существования единственный смысл индивидуального бытия не является иллюзорным: продолжение жизни человечества. Только продолжение нашей духовной жизни в других – в детях, учениках, друзьях, любимых – дает шанс, что память о нас уцелеет. Ибо нельзя после смерти заставить людей вспоминать себя добрым словом. Если "гении", уничтожившие миллионы, живут в памяти новых поколений усилиями поклонников смерти, то и нам предоставляется маленький шанс сохранить память о себе еще несколько десятков лет благодаря любви к людям. Это единственный шанс, так как наша память, что там ни писал Франкл, умрет вместе с нами.

Поэтому поблагодарим судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный участок "пространства-времени", в эпоху, когда можно – я надеюсь – думать, говорить и действовать в соответствии со своими желаниями и способностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь. Иногда позволяют жить только по канону, полностью воспроизводя написанный кем-то сценарий. Бывают времена, когда допустимы вариации жизненного пути в пределах заданной темы.

В самые лучшие эпохи допускается и приветствуется импровизация, вольность мыслей и поступков в рамках правил. Творчество царит тогда, когда людям нужны новые правила жизни. Но когда жажда перемен сочетается с отсутствием ответственности и на авансцену выходит своевольное "Я", творчество перерастает в абсурд.

Канон – вариация – импровизация – творчество – абсурд: есть выбор!

Книга, которую вы держите в руках, написана летом 2000 г., без каких-либо обязательств с моей стороны перед будущим читателем, сегодняшним начальством или своим научным прошлым. Этот текст посвящен психологическим проблемам человеческой жизни (и смерти). В основе его – только личные размышления автора, сдобренные цитатами и невольными заимствованиями из книг, прочитанных за многие годы. Четыре основных навыка: говорить, читать, писать и считать – должен приобрести ребенок. Лишь два из них действительно помогают людям жить. Человек, для которого главным инструментом является речь, а именно ученый, писатель, философ, врач-терапевт, преподаватель, вынужден пренебрегать «золотым правилом» социальной жизни: «молчание – золото». Тем более в безнадежной ситуации находится человек, обреченный профессией на поиск истины, точнее – всерьез поверивший в то, что долг ученого – ее открывать.

Однако эта книга – не научное исследование, возможно, одна большая гипотеза, растянувшаяся на несколько печатных листов. Жанр ее я сам не могу точно определить, так же как не рискну с легким сердцем рекомендовать ее всем. Но как сказал мне один видавший виды издатель: «Любая книга может быть издана, так как любая книга может быть продана».

Экзистенциальная психология как наука

«То есть твоя сущность, читатель, моя сущность, сущность человека Спинозы, человека Бутлера, человека Канта и всякого человека как такового есть не что иное, как стремление, усилие, направленное на то, чтобы продолжать быть человеком, не умирая».

Мигель де Унамуно

Подлинные научные дискуссии ведутся и будут вестись не на конференциях и семинарах, а в курилках, за столиком в кафе или по дороге в институт. Между нами – мной, 25-летним младшим научным сотрудником, и 50-летним доктором наук – шла беседа на банальную для того времени марксистскую тему: об адекватности отражения. Между прочим, доктор наук сказал: «Адекватным психическое отражение быть не может, потому что только неадекватность обеспечивает жизнь человека. Космонавта в космическом корабле от мрака, абсолютного нуля и вакуума отделяет стенка, которую при желании кулаком может пробить любой каратист. Если бы он отражал это – ежеминутно своим сознанием, он сразу бы сошел с ума…»

Фантазии, иллюзии и видения помогают человеку выжить, точнее прожить отрезок времени до отведенного ему случаем и генетикой срока. А поможет ли ему истина о его жизни? Ничто не волнует человека так, как его собственная судьба. Пророки, прорицатели, прогнозисты и гадалки собирают дань с человеческой тревоги и боязни преждевременной смерти.

Личность человеческая соотносится не со своим поведением, деятельностью и т. д., а со своей жизнью и судьбой, которую не всегда можно выбрать, но каждому рожденному дано прожить. Если человек каждое мгновение будет держать в сознании мысль, что он смертен, – захочет ли он жить? И для чего нужна наука об индивидуальной жизни?

Экзистенциальная психология – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе. Любое знание вводит ограничение на степени свободы поведения изучаемого объекта, а человек с момента рождения лишен этой свободы, ибо не в его воле появиться на свет и не в его воле умереть. Он может распорядиться временем своей жизни, точнее – смерти (да и то – не всегда).

Экзистенциальная психология – наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно – уникальны их жизненные пути. Всеобщие внешние события – войны, катастрофы, революции и, напротив, – стабилизация и консервация общественного бытия делают наши жизни похожими. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб.

Экзистенциальная психология – наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути. Существует выбор, детерминируемый бессознательным, после трудов З. Фрейда и результатов современной глубинной психологии это глупо отрицать. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: «Быть или не быть».

Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм: «Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить». И далее: «Человек не может жить только как продолжатель рода, как некий образец своего вида. Живет именно ОН. Человек – единственное живое существо, которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая. И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию “гармонии” с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в “гармонии” с природой» .

Человек в отличие от животного не имеет «экологической ниши», к которой его приуготовил процесс эволюции. Точнее было бы сказать: человек должен выбрать, создать эту экзистенциальную нишу или выйти за пределы данной ему обстоятельствами. Биология человека не соответствует его существованию в водной среде, в воздухе или в космосе, но человек плавает по морям и рекам, погружается под воду, пилотирует самолеты и космические корабли.

Экзистенциальная психология – дочь экзистенциальной философии и сводная сестра экзистенциальной психотерапии. За несколько веков своего существования экзистенциальная философия под разными именами поставила важнейшие проблемы индивидуального человеческого бытия и, как любая философия, не решила их, ибо задача философии – не решать проблемы, а предоставлять их решение науке. Философия жизни Ф. Ницше и М. Унамуно, русская религиозная философия С. Франка и Г. Шпета и т. д. и т. п. – основа экзистенциональной психологии.

С экзистенциальной психологией тесно граничат возрастная психология и психология развития, точнее, речь идет о той дисциплине, которая называется «психологией развития жизни» (life span developmental psychology). Она оперирует понятиями «время жизни», «пространство жизни» и исследует психическое развитие индивида от рождения до смерти. Главная причина изменения личности, согласно специалистам в области психологии жизненного развития, – возраст и сопряженные с ним изменения социального, социально-психологического, психологического и психофизиологического статуса личности.

Сложнее связь с экзистенциальной психотерапией. Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более – дальнему (поскольку – за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать.

В отличие от экзистенциальной психотерапии экзистенциальная психология не помогает жить, а описывает и объясняет жизнь. Помогает ли «пассивное» знание человеку? В той мере, в какой его индивидуальное сознание является достаточным инструментом для управления собственным поведением и, соответственно, построения собственной жизни.

Во всяком случая, перефразируя Карла Маркса, я бы сказал, что психологи до сих пор пытались изменить человеческую жизнь, между тем как задача состоит в том, чтобы ее объяснить. Зная причины и воздействуя на них, можно изменить и следствия, но не отменить. Как нельзя силой воли преодолеть земное притяжение.

Итак, личность как целостность соотносима с индивидуальной жизнью как целостностью, процесс существования личности, ее изменения во взаимодействии с миром и есть жизнь.

«Мир» – не вполне удачный термин, правильнее было бы сказать «окружение», «среда» («environment »), т. е. некая часть мира, с которой актуально или потенциально может взаимодействовать человек. В дальнейшем я буду употреблять термин «мир» в значении – «индивидуальная жизненная среда человека», не будучи оригинальным, поскольку в российской психологии такое отношение понятий «человек» и «мир» закрепил С. Л. Рубинштейн.

Человек, мир и жизнь (поскольку этими реальностями занимается экзистенциальный психолог) должны описываться посредством психологических категорий, а не биологических, физических, социальных, культурологических и т. д.

Религия, как и философия, пытается решить задачи индивидуального человеческого бытия. Симбиоз порождает религиозную философию: томизм, неотомизм, христианский экзистенциализм и т. д. Когда мы, исследователи, говорим о религии, почему-то всегда подразумеваются различные варианты христианства, а между тем проблемы «как жить» (этика) и «как человек живет» (психология) не специфичны для него. Более того, мусульманство, буддизм, иудаизм, а также конфуцианство и, особенно, – даосизм дают свои ответы на эти вопросы. Помимо этических предписаний, явно или неявно, они базируются на концепциях индивидуальной человеческой жизни «как она есть на самом деле».

Симбиоз религии и психологии породил различные версии восточных психотехник, а в западноевропейской и североамериканской культурах возникла «христианская психология», в основе которой христианская модель человека и его бытия. Соответственно, версий христианской психологии, по крайней мере, не меньше, чем число христианских конфессий.

Преимущество христианской психологии перед другими версиями психологии жизни в том, что она явно декларирует свои иррациональные основания. Между тем как психоанализ и прочие версии глубинной психологии, не говоря уже о «марксистской психологии», их либо маскируют (по принципу «два пишем, ноль в уме»), либо не рефлексируют. Исключением является гуманистическая психология. Но представления о человеке как существе саморазвивающемся, активном, самоактуализирующемся творце, стремящемся к альтруистическим отношениям с миром (если, конечно, ему поможет гуманистически ориентированный психотерапевт), чрезвычайно далеки от реальности, с которой мы повседневно сталкиваемся! Впрочем, каждый психолог вправе иметь свое мнение на сей счет.

Христианская психология, как и прочие версии экзистенциальной психологии, направлена на помощь конкретному человеку, благо рецепты для помощи выработаны практикой христианства и психологам известны. Она в меньшей мере нацелена на исследование, на беспристрастную фиксацию реальной жизни. И все же модель человека, предлагаемая христианской психологией, мне ближе и понятнее, чем прочие варианты.

Психолог, занимающийся проблемами индивидуальной человеческой жизни, оказывается в том же затруднительном положении, что и космолог, изучающий развитие светил и галактик. Он не может провести строгий естественный эксперимент, не вправе изменять человеческую судьбу, если человек его не попросит. Отсюда такая тесная связь между практической и экзистенциальной психологией: почти все теории человеческой жизни созданы практикующими психологами, психотерапевтами, педагогами, врачами. Практика, живые наблюдения, беседы – самый богатый источник информации о повседневном существовании личности. Немалую долю в познание проблем жизни вносит и личный опыт психологов, приобретенный зачастую при самых трагических обстоятельствах.

Узник концлагеря, чудом выживший рядом с топкой крематория, Виктор Франкл основал логотерапию. Пережив не менее пяти женитьб и разводов, российские психологи (не буду называть фамилии) создают семейно-брачные консультации и учат других, как строить межличностные отношения. Критические внешние обстоятельства и проблемы в самостоятельном конструировании собственной жизни – два источника увлеченности экзистенциальной психологией (автор относит эту сентенцию и к себе тоже).

Экзистенциальный психолог относится к жизни как к целому, но вынужден делить ее на жизненные этапы, которые определяются выбором образа жизни, а внутри этих этапов вычленять жизненные события.

Психолог не может эмпирически охватить индивидуальную жизнь. Во-первых, она не короче его личной жизни, поэтому наблюдение полного жизненного цикла одного человека одним психологом невозможно, а несколько психологов на одного наблюдаемого – непомерная роскошь. Во-вторых, наблюдение не может быть сплошным, ибо существенная часть жизни человека скрыта от других, да и сам психолог имеет право на личную жизнь. В-третьих, никто никогда не согласится на вторжение в свою жизнь, в жизнь детей. Человек – не дрозофила и не кишечная палочка.

Итак, если наблюдение в экзистенциальной психологии и возможно, то оно ситуативно, отрывочно во времени и неполно. Невозможность применить наблюдение для изучения процесса индивидуальной человеческой жизни в «естественной среде» и в реальном режиме физического времени является главным критерием, отделяющим экзистенциальную психологию от естественно-научной.

Измерение, эксперимент, наблюдение, натурное моделирование имеют значение как дополнительные методы других отраслей психологии (психологии личности, психологии развития, социальной психологии и т. д.), доставляющие информацию для экзистенционально-психологического анализа.

Кто может поручиться, что был свидетелем жизненного выбора другого человека в моменты проведения исследования?

Психология развития и возрастная психология сталкиваются с теми же проблемами, но их выручает возможность рассматривать испытуемых как одинаковые объекты внутри возрастных групп. Это дает возможность применять лонгитюд (длительное наблюдение во времени над группой однородных объектов) или «метод срезов» (тестирование испытуемых разных возрастов одновременно). И психологию развития, и возрастную психологию интересуют общие закономерности психической активности и индивидуальные психологические различия между людьми, зависящие от возраста, а также от сопряженных с ним внешних влияний и событий. К числу таких событий относятся начало учебы в школе, женитьба, события профессиональной карьеры и т. д. Изменение личности рассматривается как функция биологического возраста и социальных воздействий, которые в той или иной культуре по традиции связаны с возрастными изменениями.

Объектом экзистенциальной психологии всегда был и будет уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В этом еще один парадокс науки об индивидуальной жизни. В уникальной судьбе индивида мы должны разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни.

В психологии личности давно противостоят друг другу сторонники идиографического и номотетического подходов.

Напомню, что сторонники номотетического подхода, в частности Г. Айзенк, считали, что, как и любая другая наука, психология личности должна выявлять общие законы, описывающие поведение с помощью естественно-научных методов. Сторонники идиографического подхода считали, что исследование в психологии личности направлено на познание уникального объекта, поэтому основным методом должно быть описание «частных случаев» с последующим теоретическим обобщением и интерпретацией.

Экзистенциальная психология самой сущностью своей как науки «судьбой» лишена арсенала естественно-научных методов. Но она, если претендует на статус науки, не должна прибегать к методу описания частных случаев: необходимо соблюдать основные принципы научной индукции, чтобы не совершить ошибку преждевременного и неправомерного обобщения. Поэтому главным эмпирическим методом экзистенциальной психологии стал «архивный метод»: изучение текстов, материалов биографий и автобиографий, воспоминаний и свидетельств очевидцев, документов. На основе анализа текстов реконструируется жизненный путь личности.

Дополнительным является метод беседы. Об интроспекции исследователя, направленной на переживания, связанные с событиями личной жизни, сказано ранее. И все же на первый план выходит метод понимания: человеческие поступки, события жизни следует правильно описать и понять. Интерпретация происходит с помощью понятий и отношений между ними, которые принадлежат исследователю. Без развитой системы – интерпретатора – никакое понимание невозможно. Известный российский психолог А. А. Кроник ввел представление о двойственной – причинной и целевой – детерминации событий индивидуальной жизни. Все события происходят либо «для того, чтобы», либо «потому, что». Ответ на эти два вопроса, касающиеся судьбы индивида, и должен дать психолог.

В чем-то труд экзистенциального психолога сродни работе философа: он тоже должен создать собственную модель реальности, собственный интерпретатор, опираясь на интуицию, логику и неформализуемый жизненный опыт. Для этого он должен забыть на время содержание всех психологических и философских книг, которые он за свою жизнь прочитал, отказаться от сознательных предварительных гипотез и стереотипов, не прибегать к трудам и методам, предлагаемым его коллегами, а попытаться «наивными» глазами, непредвзято посмотреть на ту часть реальности, которая называется индивидуальной жизнью. Любая жизнь человека – личная. Заранее известно, что такая попытка обречена на неудачу. Но даже попытка дает возможность если и не открыть что-то новое в реальности, по принципу «А король-то – голый!», – то проявить тот внутренний интерпретатор, посредством которого психолог описывает, понимает и анализирует нерасчленимый и малодоступный научному пониманию ход человеческой жизни.

Успех такого анализа зависит от ряда трудно формализуемых предпосылок. От индивидуального таланта исследователя, поэтому любой экзистенциальный психолог в какой-то мере одержим манией величия (в бытовом, а не в строго клиническом понимании). От предшествующего жизненного опыта исследователя – поэтому к столь сложному предмету обращаются люди, сами прожившие существенный срок и немало пережившие. Либо за дело берутся выпускники университетов, полагая, что о жизни они знают если не все, то уж, наверняка, самое главное («не учите меня жить»). От накопленного в психологической науке знания – для психолога это самый трудный пункт. Наконец, от достоверности информации, которую получают исследователи-эмпирики.

Никто не доверяет автобиографиям и биографиям, особенно – знаменитых людей. Они неполны и противоречивы: достаточно в качестве примера сравнить разные версии биографий Эйнштейна или Ландау, написанные как близкими им людьми, так и «объективными» исследователями. Преимущество судеб выдающихся людей в одном – они очень подробно документированы. Но всегда есть опасность стать жертвой обмана или самообмана. Помимо «наполеоновской» легенды созданы «эйнштейновская», «пушкинская» и прочие легенды. Но кто сказал, что будет легко?

Экзистенциальная психология не должна учить, как человеку следует жить. Для этого есть правоведение и этика, и специалисты, знающие и разрабатывающие нормы человеческого сосуществования. Экзистенциальные психологи ищут «смысл жизни», ибо бессмысленно искать во внешнем мире то, что существует лишь внутри субъекта. Для поисков смысла жизни есть философия и религия. И наконец, экзистенциальная психология, в отличие от разных версий экзистенциальной психотерапии, не должна помогать человеку жить.

Исследователь интересуется тем, как человек живет на самом деле. Конечно, знание, получаемое им, потенциально может принести пользу. От чтения книг по психологии люди не станут лучше жить, так же как не научатся летать, прочитав статьи по аэродинамике и конструированию летающих аппаратов.

Чтобы не писать руководства, как следует жить правильно, как достигнуть бессмертия или хотя бы избавиться от страха смерти, приходится соблюдать «правила для руководства ума», которыми предлагает пользоваться Ж. Пиаже.

2. В период подготовки исследования следует читать как можно больше книг и статей из смежных областей знания. Это чтение наводит на оригинальные аналогии.

3. К идеям следует относиться безжалостно: «как к голове турка». Это позволяет находить недостатки в конструкциях, продолжать поиск и генерировать новые идеи.

Предположения. Я полагаю, что существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». «Типичный представитель» – не выдумка советских литературоведов, а реальность. Итак, индивид «входит» в жизнь, включается в тот или иной вариант жизни со своими способностями, темпераментом, характером, а «выходит» – типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни в зависимости от обстоятельств или сходства вариантов между собой. И последнее: жизнь – одна, человек – смертен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

1.2 В качестве гипотезы

Глава 2 Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

2.2 Жизнь как творчество

2.3 Жизнь как достижение

2.4 Жизнь- СОН

2.5 Жизнь по правилам

2.6 Жизнь -время препровождение

2.7 Жизнь против жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Окончил психологический факультет и факультет биологии Ярославского государственного университета (1978). Доктор психологических наук (1991); профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993); зам. директора Института психологии РАН (1992-2001).

Основные научные результаты: разработаны обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие рассчитать необходимое и достаточное число заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, а также определить тип измерительной шкалы; предложена концепция экологической валидности теста, разработана типология психодиагностических ситуаций, экспериментально выявлена зависимость валидности теста от ситуативных влияний и мотивации испытуемого; выявлены факторы социальной микросреды, влияющей на развитие креативности детей, предложены методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх.

На основе модификации логики действия разработана процедура описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, предложена двухмерная классификация психологических методов. Сконструированы методики диагностики математических способностей (тест математических аналогий), мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале.

Область научных интересов: психология личности, дифференциальная психометрика, психология и психодиагностика общих способностей, психология развития, теория психологического эксперимента.

К экзистенциальным проблемам человек обычно обращается в минуты кризиса, потому что именно в это время с особой отчетливостью осознается и проживается становящаяся почти материальной граница между бытием и небытием, между смыслом и бессмысленностью, между одним выбором и другим.

«Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов. Дружинин -- из породы трезвомыслящих оптимистов. Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам экзистенциальной психологии было неслучайным.»

Что я теперь могу --

Мальчик, мужчина, старик?

Встать на другом берегу

И отозваться на крик...

Он пытается по-своему осмыслить предмет экзистенциальной психологии, понять роль психолога в жизни. Для него экзистенциальная психология -- это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии человеческой жизни; наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.

Иногда оценка Дружининым значения профессии психолога кажется циничной:

«Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более -- дальнему (поскольку -- за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать».

Что -- несправедливо? По-моему, честно по отношению ко многим практическим психологам, которые надеются, что добрые намерения и сопереживание явятся адекватной заменой профессиональным навыкам.

Парки выпрядут нити

И порвут не спеша...

Доктор Фауст, скажите,

Что такое душа?

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

Дружинина интересует не вообще психолог-практик, а экзистенциальный психолог, который не пытается помочь человеку жить, а описывает и объясняет жизнь.

Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин являются следующие. Существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной, но вариант жизни может быть ему и навязан.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудноформализуемы, хотя и поддаются вербализации.

Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Он «входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни, используя свои способности, темперамент, характер, а «выходит» -- типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни.

1.2 В качестве гипотезы

биографический научный профессия психолог

Дружинин приводит семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма.

В.Н. Дружинин демонстративно не пытается сковать себя постулатами пресловутой «научности».

Он предупреждает, что это не научное исследование, а, возможно, лишь одна большая гипотеза.

Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть способами познания жизни, поэтому смело и талантливо использует их при описании вариантов жизни.

Варианты жизни являются результатом общественного бытия, в них индивид либо включается помимо своей воли, либо активно их выбирает. Варианты жизни типизируют его личность.

Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».

Виктор Франкл, в свою очередь, признает только такой вариант, как «жизнь-служение».

Рассматривая наиболее типичные, «полярные» варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия ориентируется на введенное К.А. Абульхановой понятие «своевременность» -- оптимальное согласование временной структуры деятельности с внешними социальными изменениями, разрешение противоречий между временем личностным и социальным.

Глава 2. Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

В качестве одного из вариантов жизни Дружинин описывает жизнь как предисловие. Текущая жизнь рассматривается как подготовка к «жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути дела, вся жизнь превращается в поиск.

На чем основана субъективная модель мира, в которой существование человека расценивается как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на гипертрофированной способности человека строить прогноз и идеальные планы будущего. Особенно ярко это проявляется в различных религиях, для которых земная жизнь, единственная и неповторимая, рассматривается как юдоль страданий, как подготовка к иной жизни, более совершенной. Такой подход к существованию ярко выражен в афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь работать над собой, чтобы к смерти стать как можно лучше».

2.2 Жизнь как творчество

Этот вариант, без сомнения, является наиболее привлекательным для автора. По Дружинину, творческий процесс -- внутренний, интрапсихический. Идея -- первична, а внешняя ее реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене -- вторична.

Человек, находящийся в творческом состоянии, как бы отдается своей психической реальности. Точнее можно сказать: человек рефлексирующий становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» -- человека творческого. Человек, реализующий эту стратегию жизни, вынужден координировать два потока своей жизни -- «внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно, что для него «жизнь духа» важнее.

2.3 Жизнь как достижение

Данный вариант по многим позициям противостоит предыдущему, поскольку человек действия выбирает «внешний» поток жизни», а не «внутренний». Человек действия должен различать поражения и победы, а творческий человек может этим пренебречь, более того -- черно-белая оценка мира препятствует творческой реализации: «Но поражений от победы ты сам не должен отличать». Но вот ведь что важно: именно человек действия -- это тип личности, наиболее одобряемый западной цивилизацией! Это такой человек, который ясно осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и неудачи зависят только от него (у него интернальный локус контроля).

Дружинин отнюдь не симпатизирует такому человеку, как можно было бы предположить. Он крайне негативно относится к личности, перед которой большинство российских психологов привыкли преклоняться -- к личности самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А. Маслоу, сопровождая это своим комментарием: «Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. «Он освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!». И далее: «Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного, портрета «самоактуализирующейся» личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, «объективно» и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою «самость» без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести».

Так-то вот!

2.4 Жизнь - СОН

Желанный вариант для всех, чей груз бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь порождается стремлением погрузиться в мир, где нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и блаженство.

Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина ухода людей в такой мир не только в их индивидуально-психологических особенностях и социальной ситуации, но и в том, что социально одобряемые варианты жизни требуют от человека невозможного?

2.5 Жизнь по правилам

Еще один вариант жизненной стратегии. Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от тревог за будущее, за результаты своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут нарушить его жизнь и жизнь его близких. Но если все вокруг стремятся нарушать правила, то человек, их соблюдающий, оказывается в тяжелой ситуации -- в положении вечного «козла отпущения». И тогда уверенность человека в будущем заменяется постоянной тревогой за свою судьбу и судьбу тех, кто ему доверился. Именно поэтому люди, живущие по правилам, -- главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам -- это жизнь большинства.

2.6 Жизнь - время препровождение

Это путь людей, которым «нечего больше желать». Главный порок этого варианта жизни -- отсутствие прошлого и бесконечность настоящего. Фактически -- это бегство от скуки. Структурировать время такому человеку можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или же отдать свою судьбу в руки «организаторов времени», которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. «Организаторы времени» обеспечивают человеку множество вариантов времяпрепровождения: он забывает о несуществующем смысле жизни и заполняет настоящее событиями, а прошлое -- воспоминаниями.

2.7 Жизнь против жизни

Такой вариант выбирают люди, для которых агрессия и ненависть стали привычными состояниями, люди, получившие глобальную психологическую травму. Жизнь для них становится борьбой. Человек объявляет войну окружающему миру, но при этом объявляет войну и себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать. Жизнь против жизни -- «антимир», пожирающий повседневное человеческое бытие.

Воистину люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти, воображая себя борцами со злом. Внутренним условием выбора варианта жизни против жизни Дружинин считает чрезвычайно сильную эмоциональную чувствительность и ригидность психики некоторых людей с бедной душевной жизнью и экстравертированным сознанием.

Заключение

Читая Владимира Николаевича Дружинина, восхищаешься блестящим языком, точными сравнениями, яркими пассажами, безграничной эрудицией автора, неожиданными и меткими цитатами.

«Перед нами не тяжеловесный научный труд, а изящное психолого-философское эссе, которое с легкостью расправляется со стереотипами психологического мышления. Прекрасно, что такая книга есть. Грустно, что из семи вариантов жизни только один по-настоящему конструктивен -- жизнь-творчество. Но это -- с привычных, шаблонных позиций. В конце концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам имеют массу привлекательных сторон! Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как служение», несколько раз упоминаемый. Размышляя о содержании каждого описанного варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам автор, постигший важнейшие жизненные стратегии, он-то какой вариант предпочел?»

Владимир Николаевич обладал удивительным даром экзистенциального конструктора: он сумел собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из отдельных элементов, кусочков мозаики так, что она не смогла вместиться даже в его собственную типологию. Наверное, это особенность по-настоящему талантливых людей.

Наш говор все тише,

Поскольку от музы почет --

Не тем, кто напишет,

А тем, кто найдет и прочтет.

Список литературы

1. Журнал № 35/2001 "Школьный психолог" издательского дома «Первое сентября»

2. В. Н. Дружинин. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005

3. Афоризмы Андрея Кнышева «Уколы пера или Тоже книга 3»

4. Интернет-сайт http://jungland.ru Варианты жизни по В.Н. Дружинину

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога Э. Фромма. Сущность теории личности Фромма. Основные концепции и принципы гуманистической теории. Экзистенциальные потребности человека. Непродуктивные и продуктивные социальные типы характера.

    презентация , добавлен 02.03.2012

    Исследование жизненного пути психолога Альфреда Адлера. Изучение его концепции индивидуальной теории личности. Описания достижений исследований в области изучения психологии людей. Характеристика основных понятий и положений в индивидуальной психологии.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Краткие биографические сведения о Карле Юнге. Его основные заслуги и учения о личности в психологии. Аналитическая психология Юнга: основные концепции и принципы. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2009

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.

    презентация , добавлен 04.05.2011

    Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина, обзор его основных трудов. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы в отечественной истории психологии. Методы исследования психологических явлений.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Общая и дифференциальная психометрика. Ее отношение к психодиагностике и дифференциальной психологии. Понятие надежности. Содержательная, эмпирическая, конструктная и дискриминантная валидность. Стандартизация тестов и репрезентативность тестовых норм.

Произошло страшное, трагическое событие. Погиб Владимир Николаевич Дружинин.
Не стало талантливейшего ученого, заслужившего широкую известность не только среди научных работников, но и среди психологов-практиков, что дорогого стоит.

И незаметно, отмечая сроки
Зарубками на памяти, на коже,
пройдут года - прочтите эти строки! -
И стану я не старше, а моложе 1 .

Он станет моложе для нас, потому что мы станем старше. И мы будем перечитывать его книги. Я, во всяком случае, уже знаю, что не раз буду возвращаться к одной из последних книг В.Н. Дружинина - «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии».

СПАСАТЕЛЬ

К экзистенциальным проблемам человек обычно обращается в минуты кризиса, потому что именно в это время с особой отчетливостью осознается и проживается становящаяся почти материальной граница между бытием и небытием, между смыслом и бессмысленностью, между одним выбором и другим.
Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов. Дружинин - из породы трезвомыслящих оптимистов. Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам экзистенциальной психологии было неслучайным.

Что я теперь могу -
Мальчик, мужчина, старик?
Встать на другом берегу
И отозваться на крик...

Он пытается по-своему осмыслить предмет экзистенциальной психологии, понять роль психолога в жизни. Для него экзистенциальная психология - это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии человеческой жизни; наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.
Иногда оценка Дружининым значения профессии психолога кажется циничной: «Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более - дальнему (поскольку - за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать». Что - несправедливо? По-моему, честно по отношению ко многим практическим психологам, которые надеются, что добрые намерения и сопереживание явятся адекватной заменой профессиональным навыкам.

Парки выпрядут нити
И порвут не спеша...
Доктор Фауст, скажите,
Что такое душа?

ВАЖНЕЙШИЕ ИДЕИ

Автора интересует не вообще психолог-практик, а экзистенциальный психолог, который не пытается помочь человеку жить, а описывает и объясняет жизнь.
Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин в своей книге, являются следующие.
Существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной, но вариант жизни может быть ему и навязан.
Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудноформализуемы, хотя и поддаются вербализации.
Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Он «входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни, используя свои способности, темперамент, характер, а «выходит» - типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни.

В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ

Автор приводит в книге семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма. В.Н. Дружинин демонстративно не пытается сковать себя постулатами пресловутой «научности». Он еще в предисловии предупреждает, что эта книга не научное исследование, а, возможно, лишь одна большая гипотеза. А в самом тексте нет-нет да и прорывается легкая ирония по отношению к ученым - даже название одной из глав звучит так: «Обзор, необходимый в любой монографии».
Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть способами познания жизни, поэтому смело и талантливо использует их при описании вариантов жизни.
Варианты жизни являются результатом общественного бытия, в них индивид либо включается помимо своей воли, либо активно их выбирает. Варианты жизни типизируют его личность.
Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».
Виктор Франкл, в свою очередь, признает только такой вариант, как «жизнь-служение».
Рассматривая наиболее типичные, «полярные» варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия ориентируется на введенное К.А. Абульхановой понятие «своевременность» - оптимальное согласование временно’й структуры деятельности с внешними социальными изменениями, разрешение противоречий между временем личностным и социальным.

ЖИЗНЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ

В качестве одного из вариантов жизни Дружинин описывает жизнь как предисловие. Текущая жизнь рассматривается как подготовка к «жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути дела, вся жизнь превращается в поиск.
На чем основана субъективная модель мира, в которой существование человека расценивается как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на гипертрофированной способности человека строить прогноз и идеальные планы будущего. Особенно ярко это проявляется в различных религиях, для которых земная жизнь, единственная и неповторимая, рассматривается как юдоль страданий, как подготовка к иной жизни, более совершенной.
Такой подход к существованию ярко выражен в афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь работать над собой, чтобы к смерти стать как можно лучше».

ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО

Этот вариант, без сомнения, является наиболее привлекательным для автора. По Дружинину, творческий процесс - внутренний, интрапсихический. Идея - первична, а внешняя ее реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене - вторична.
Человек, находящийся в творческом состоянии, как бы отдается своей психической реальности. Точнее можно сказать: человек рефлексирующий становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» - человека творческого. Человек, реализующий эту стратегию жизни, вынужден координировать два потока своей жизни - «внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно, что для него «жизнь духа» важнее.

ЖИЗНЬ КАК ДОСТИЖЕНИЕ

Данный вариант по многим позициям противостоит предыдущему, поскольку человек действия выбирает «внешний» поток жизни», а не «внутренний».
Человек действия должен различать поражения и победы, а творческий человек может этим пренебречь, более того - черно-белая оценка мира препятствует творческой реализации: «Но поражений от победы ты сам не должен отличать» (Б. Пастернак).
Но вот ведь что важно: именно человек действия - это тип личности, наиболее одобряемый западной цивилизацией! Это такой человек, который ясно осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и неудачи зависят только от него (у него интернальный локус контроля).
Дружинин отнюдь не симпатизирует такому человеку, как можно было бы предположить. Он крайне негативно относится к личности, перед которой большинство российских психологов привыкли преклоняться - к личности самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А. Маслоу, сопровождая это своим комментарием: «Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. [Он освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек! - В.Д.]». И далее: «Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного, портрета «самоактуализирующейся» личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, «объективно» и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою «самость» без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести».
Так-то вот!

ЖИЗНЬ-СОН

Желанный вариант для всех, чей груз бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь порождается стремлением погрузиться в мир, где нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и блаженство.
Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина ухода людей в такой мир не только в их индивидуально-психологических особенностях и социальной ситуации, но и в том, что социально одобряемые варианты жизни требуют от человека невозможного?

ЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ

Еще один вариант жизненной стратегии. Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от тревог за будущее, за результаты своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут нарушить его жизнь и жизнь его близких. Но если все вокруг стремятся нарушать правила, то человек, их соблюдающий, оказывается в тяжелой ситуации - в положении вечного «козла отпущения». И тогда уверенность человека в будущем заменяется постоянной тревогой за свою судьбу и судьбу тех, кто ему доверился.
Именно поэтому люди, живущие по правилам, - главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам - это жизнь большинства.

ЖИЗНЬ-ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ

Это путь людей, которым «нечего больше желать». Главный порок этого варианта жизни - отсутствие прошлого и бесконечность настоящего. Фактически - это бегство от скуки.
Структурировать время такому человеку можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или же отдать свою судьбу в руки «организаторов времени», которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. «Организаторы времени» обеспечивают человеку множество вариантов времяпрепровождения: он забывает о несуществующем смысле жизни и заполняет настоящее событиями, а прошлое - воспоминаниями.

ЖИЗНЬ ПРОТИВ ЖИЗНИ

Такой вариант выбирают люди, для которых агрессия и ненависть стали привычными состояниями, люди, получившие глобальную психологическую травму. Жизнь для них становится борьбой. Человек объявляет войну окружающему миру, но при этом объявляет войну и себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать.
Жизнь против жизни - «антимир», пожирающий повседневное человеческое бытие. Воистину люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти, воображая себя борцами со злом.
Внутренним условием выбора варианта жизни против жизни Дружинин считает чрезвычайно сильную эмоциональную чувствительность и ригидность психики некоторых людей с бедной душевной жизнью и экстравертированным сознанием.

ВНЕ ТИПОЛОГИИ

Читая книгу В.Н. Дружинина, я восхищался блестящим языком, точными сравнениями, яркими пассажами, безграничной эрудицией автора, неожиданными и меткими цитатами. Перед нами не тяжеловесный научный труд, а изящное психолого-философское эссе, которое с легкостью расправляется со стереотипами психологического мышления.
Прекрасно, что такая книга есть.
Грустно, что из семи вариантов жизни только один по-настоящему конструктивен - жизнь-творчество. Но это - с привычных, шаблонных позиций. В конце концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам имеют массу привлекательных сторон!
Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как служение», несколько раз упоминаемый.
Размышляя о содержании каждого описанного варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам автор, постигший важнейшие жизненные стратегии, он-то какой вариант предпочел?
Владимир Николаевич обладал удивительным даром экзистенциального конструктора: он сумел собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из отдельных элементов, кусочков мозаики так, что она не смогла вместиться даже в его собственную типологию. Наверное, это особенность по-настоящему талантливых людей.

Наш говор все тише,
Поскольку от музы почет -
Не тем, кто напишет,
А тем, кто найдет и прочтет.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

_______________________________________________________________________
1 Здесь и ниже приведены стихи В.Н. Дружинина из сборника “Законы отражения”, СПб., 1999.

В продолжение темы:
Невралгия

Граждане РФ, заключающие с организацией-работодателем трудовой либо гражданско-правовой договор, начинают получать заработную плату, также априори соглашаются на то, чтобы...

Новые статьи
/
Популярные