Алвар аалто церковь трех крестов архитектура. Церковь "трех крестов"

Церковь Трёх Крестов (фин. Kolmen Ristin kirkko ), также известная под названием «Церкви Вуоксенниска», - один из самых выдающихся образцов модернистской церковной архитектуры Европы. Построена в пригороде южнокарельского города Иматра по проекту и под наблюдением признанного мастера скандинавской архитектурной школы Алвара Аалто в 1958 году. В роли исполнителя проекта выступила местная строительная компания «Исола» (фин. Isola ). Церковь получила своё название по трём крестам, установленным в алтаре.

Лютеранская церковь
Церковь Трёх Крестов
Kolmen ristin kirkko
61°14′12″ с. ш. 28°51′22″ в. д. H G Я O L
Страна Финляндия
Местоположение Иматра , Ruokolahdentie 27, 55800 Imatra
Конфессия лютеранство
Епархия Диоцез Миккели
Архитектурный стиль модернизм
Автор проекта Алвар Аалто
Строитель Isola
Архитектор Алвар Аалто
Дата основания
Строительство - годы
Состояние отличное
Сайт imatranseurakunta.fi/22-…
Медиафайлы на Викискладе

Архитектура

Внутреннее помещение церкви делится на три последовательные части, которые могут быть отделены друг от друга раздвижными стенами, что позволяет организовать пространство исходя из нужд прихожан. Всего церковь вмещает до 800 человек, в алтарной части могут разместиться до 240. Алтарь поднят над уровнем пола незначительно, его площадка выполнена из мрамора. Скамьи для молящихся сделаны из ценных местных пород дерева. Уникальность церкви придают многочисленные (более сотни) окна, значительно отличающиеся по форме и размерам. Остеклению и размещению световых приборов Аалто традиционно придавал огромное значение: в ходе тщательных наблюдений за изменением освещения в течение дня и архитектурных и дизайнерских экспериментов он добивался уникальной игры света и тени. К церкви пристроена 34-метровая колокольня в виде хвостового оперения стрелы, на ней располагаются три небольших колокола.

Церковь "Трех крестов" построена в 1957г. архитектором Алваром Аалто. Она представляет собой, пожалуй, самое необычное и притягательное сооружение, выполненное в лучших архитектурных традициях того времени.

Свое название церковь получила благодаря трем крестам, изображенным на алтаре и символизирующим кресты на знаменитой горе Голгофе.

Несмотря на то что здание выстроено из обычного бетона, внутреннее убранство церкви поражает воображение своей благородной скромностью: итальянский мрамор, восточнокарельские породы древесины и отделка из льняной ткани. Уникальность церкви также заключается в поистине удивительной игре света и тени. Из сотни необычных окон только два будут идентичны. Колокольня церкви имеет форму стрелы, направленной ввысь. На ней установлены 3 колокола, один из которых родом из Яски.

Первостепенной целью создания такой церкви, расположенной в тихом и уютном месте и окруженной березами и соснами, являлось обеспечение общения меду Богом и прихожанами. Таким образом, ничто здесь не отвлекает человека от его намерений.

Церковь открыта для посещения в любое время, вход свободный.

В прошлое воскресенье я принял участие в экскурсии "Финский модерн по обе стороны границы ". Но, должен признаться, когда я решил поехать на эту экскурсию, меня интересовал совсем не модерн. Дело в том, что в Вуоксенниске, одном из пригородов Иматры, располагается церковь, построенная Алваром Аалто - архитектором, фанатом которого я являюсь. Поэтому и и решил не упускать этот шанс и отправился в поездку, а теперь предлагаю совершить виртуальную экскурсию по этому шедевру финского функционализма.


Церковь эта была построена в 1956-1958 годах.

Издалека видна колокольня храма с завершением необычной формы, напоминающим оперение стрелы:



Такая форма совершенно не случайна. Как писал сам Аалто: "В основу композиции положен мотив троицы; колокольня также состоит из трех частей, расширяющихся кверху. Подобной формой автор стремился достичь максимального отличия колокольни от заводских труб, которые господствуют над местностью ".

Дверь в храм (один из излюбленных приемов Аалто - деревянные решетки):

Ручка двери также весьма характерного "аалтовского" типа:

Один из характерных принципов не только функционализма, но и всей архитектуры первой половины прошлого столетия - проектирование "изнутри наружу". И Аалто в полной мере следовал этому принципу. Снаружи храм имеет необычную форму, однако определяется она именно его внутренним строением и требованиями эксплуатации здания.

Сам Аалто писал: "Она [церковь] представляет собой объем, образованный тремя следующими друг за другом залами. Их можно обозначить буквами А, В, С, где А является собственно помещением, в котором совершается таинство обряда. Два других зала соединяются с ним при помощи передвижных стен. В обычных условиях залы В и С служат нуждам прихода. Каждый зал рассчитан на неполные триста мест, в полном объеме около восьмисот мест .
план:

разрез:

макет здания (хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке):

Залы отделяются подвижными стенами (толщиной около 42 см), которые перемещаются с помощью системы подшипников и имеют массу, позволяющую достичь полной звукоизоляции .

...
Служба в лютеранской церкви предусматривает три главных архитектурных элемента: алтарь,

кафедру проповедника

Все три части расположены в главном помещении. Алтарь, будучи центральной частью, остается, как обычно, сбоку от кафедры. Если мы будем считать, что главной и труднейшей акустической проблемой в лютеранской церкви является достижение хорошей слышимости проповеди, то это закономерно приведет нас к проектированию асимметричного пространства. Расположенная напротив кафедры, по диагонали зала, длинная стена отражает звуковые волны гораздо сильнее, чем другие поверхности. Выбор определенной формы стены может способствовать наиболее правильному отражению звука.
Акустическая диаграмма:

В данном случае эта акустическая стена формируется из различных дугообразных и изогнутых частей, а плоскость окон наклонена по отношению к прихожанам.

Изогнутые части передвижных стен соединяются с дугообразными формами стены. В этом сооружении автор стремился одновременно к разрешению двух проблем, первая из которых почти целиком относится к психологической области (акустика), а вторая - к технической (эффективная изоляция залов один от другого)".

Как и обычно, особое внимание Аалто уделяет системе естественного освещения (со светом он всегда работает виртуозно). Алтарь подсвечен направленным фонарем верхнего света:


Также алтарь подсвечивают направленным светом боковые окна:



"Мотив троицы продолжается и внутри церкви в виде трех сводчатых залов. В алтаре этот мотив выражен в виде трех скромных белых крестов"




Аалто, как и обычно в своих проектах выступает в роли не только архитектора, но и дизайнера, проектируя мебель и светильники:







Вестибюль перед входом в зал:



И здесь тот же самый мотив троицы: на скамье три рамки (возможно для библий), подсвеченные верхним светом и с крестообразным декором:

К сожалению, полностью эффект освещения (сам вестибюль освещен довольно слабо, а рамки буквально плавают в столбах света) фотография не передает, так что надеюсь на фантазию читателей:

Теперь, осмотрев здание изнутри, обойдем его вокруг:





Фонари верхнего света крупным планом (без верхнего света не обходится практически ни одна постройка Аалто):

"Всего в церкви пять входов, один из которых расположен отдельно в восточной части здания. Автор счел необходимым устроить специальный вход потому, что церковь, помимо ее основных функций, как правило, используют для проведения собраний прихода, вплоть до собраний молодежных объединений":



Самая эффектная, боковая сторона церкви:

P.S. В субботу, 29 апреля , состоится премьера новой экскурсии "Чрево Петербурга. Вокруг Сенной площади".
Район окрестностей Сенной площади часто называют «Петербургом Достоевского». Он и в самом деле тесно связан с жизнью как самого писателя, так и героев романа «Преступление и наказание», и на нашей экскурсии мы, безусловно, затронем эту тему. Но Достоевский - далеко не единственный деятель русской культуры, жизнь и творчество которого связаны с этими местами, и в ходе нашей экскурсии мы будем говорить о Пушкине и Суворове, Гоголе и членах семьи Бенуа. Также мы увидим многочисленные архитектурные достопримечательности самых разных стилей - от барокко и классицизма, до модерна и сталинской неоклассики.

Узнать подробности и записаться можно здесь:

В продолжение темы:
Полезное

Научение через моделирование Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших...

Новые статьи
/
Популярные