Философские представления о взаимодействии человека и общества. Представления об индивиде, индивидуальности и личности в истории философии

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-2.jpg" alt=">ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-5.jpg" alt="> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е."> Эпоха античности Человек-часть космоса, т. е. микрокосмос. Человек наделен душой и телом. Душа и тело неразделимы. Платон- человек –это духовное существо. Идеи определяют бытие человека. Душа нематериальна. Аристотель -человек- есть живое существо, наделенное разумом, а душу человека считал формой существования тела. Платон и Аристотель

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-6.jpg" alt="> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек "> Древние Китай и Индия В Китае считали, что человек должен следовать своей судьбе В Индии верили в переселение душ

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-7.jpg" alt="> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны"> Древняя Греция Человек- мера всего существующего. Неизменны законы природы, а изменчивы человеческие представления о природе.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-8.jpg" alt="> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. "> Средние века Бог-творец всего. Человек-творение бога. Душа- бессмертна, тело- смертно.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-9.jpg" alt="> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны"> Эпоха Возрождения Человек- мыслящее существо и его возможности безграничны Человек- разумное существо, обладающий свободой выбора и творчества Р. Декарт- «Мыслю следовательно существую» Человек- творец и он сам творит свою судьбу

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-10.jpg" alt="> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс "> Новое время И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс Разум был выведен за пределы самого человека Разум стал абсолютной идеей, а человек- частица мирового разума. К. Маркс- человек-совокупность общественных отношений

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-11.jpg" alt="> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая"> Современные концепции исходят из того, что Человек- биосоциальное существо, высшая ступень животного типа Задание- п. 2. 1 стр. 58 -61 законспектировать

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-12.jpg" alt="> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми,"> Индивид Это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличительными от других людей чертами Индивидуальность- оригинальные специфические черты человека, которые выделяют его из себе подобных

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-13.jpg" alt="> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические"> Отличительные черты индивидуальности Внешние (цвет кожи, группа крови…) Психологические (темперамент, характер, интеллект, потребности, способности, интересы) Социальные (отношения к собственности, место в социально-классовой структуре) Духовно-культурные

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-14.jpg" alt="> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………."> Вставьте пропущенные слова Каждый …………индивидуален, но не каждый …………. может стать ……………. . …………………. не рождаются, …………………. становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-15.jpg" alt="> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может"> Личность Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-17.jpg" alt="> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт ……………"> Личность Это целостность……………. . ……………, продукт …………… развития и включения ……………. в систему социальных ………………. . , посредством активной ………………… и …………. . .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-18.jpg" alt="> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного"> Личность Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений, посредством активной деятельности и общения Личностью не рождаются, личностью становятся

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-19.jpg" alt=">Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический"> Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.). Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности. Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; 2. специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); 3. нравственный.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-20.jpg" alt=">В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности,"> В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-21.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная"> Качества личности q. Освоение ………………. . q. Развитие ……………. q. Социальная ………………. .

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-22.jpg" alt="> Качества личности q. Освоение социальных функций q. Развитие самосознания q. Социальная активность">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-23.jpg" alt="> Что формирует личность ØНаследственность ØВоспитание ØСоциальная среда ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-25.jpg" alt=">ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВО ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-26.jpg" alt=">Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность:"> Деятельность-это проявление активности человека в какой-либо сфере его существования Человеческая деятельность: Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости от форм движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т. д. Во-вторых – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир, улучшает его, но нередко и портит.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-27.jpg" alt=">В чем отличие деятельности животных от поведения человека "> В чем отличие деятельности животных от поведения человека В отличие от животных, человек не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде и действуют на основе врожденных инстинктов, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности, т. е. человек ставит цели, выбирает средства, прогнозирует свой результат

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-28.jpg" alt="> Отличие человека от животных Животные Человек Используют"> Отличие человека от животных Животные Человек Используют только Изготавливает орудия естественные орудия труда и использует их как средство производства Поведение подчинено материальных благ инстинктам Осуществляет сознательную целенаправленную Не обладают творческую деятельность высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-29.jpg" alt="> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает"> Структура деятельности Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя. Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности. Орудия- орудия труда, предметы быта, средства транспорта, книги, компьютер…

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-30.jpg" alt="> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата,"> Характер деятельности Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека Результат Мотивы деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-31.jpg" alt="> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки "> Мотивы деятельности Потребности Социальные установки Убеждения Интересы Сознательное и бессознательное в деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-32.jpg" alt="> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих"> Виды деятельности В развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-36.jpg" alt="> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся"> Мышление это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-37.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление анализ синтез "> Формы (приемы) мышление анализ синтез сравнение обобщение абстрагирование понятие суждения умозаключения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-38.jpg" alt="> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие"> Формы (приемы) мышление Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтез- мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Сравнение есть установление сходства или различия предметов. Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование - это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств Понятие - это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Суждение - это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-39.jpg" alt="> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно"> Творчество это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-40.jpg" alt="> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной "> Творческие способность можно проявлять: производственно-технической научной художественной изобретательской политической воспитательно-педагогической деятельности

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-41.jpg" alt="> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; "> Этапы творчества - осознание проблемы, формулировка задачи; - сбор и изучение информации; - переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание; - озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать; - проверка: она может быть логической или экспериментальной: - оценка новизны найденного решения.

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-42.jpg" alt="> Главные компоненты творчества Память Целесообразность Интуиция ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172406655_128734239.pdf-img/172406655_128734239.pdf-53.jpg" alt="> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на "> Назовите социально значимые качества выбранной вами профессии, которые влияют на формирование личности Профессиональные Эмоциональные Интеллектуальные Коммуникативные Организаторские Нервно-психологические

    Античная эпоха.

    Эпоха Средневековья (христианство).

    Эпоха Возрождения.

    Философия Нового времени (немецко-классическая философия).

    Русская философия.

    Современная философия.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.

Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?

Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?

1. Античная эпоха (VII-VI вв. До н.Э. И V-VI вв.Н.Э.)

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…

Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.

Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.

Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.

Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.

Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.

На вопрос обществознпние. билеты заданный автором Ерлан Эгенбердиев лучший ответ это Билет №7
2) Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.
Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.) , которые образуют институциональный порядок.
В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно социологу С. С. Фролову социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению социолога М. С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Социальный институт - это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты - учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.
Социальный институт - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках.
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые) . Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.


Семинар № 1

Тема: «Введение. Философские представления о социальных качествах человека».


  1. Система современных наук и методы научного познания

  2. Человек, индивид, личность

  3. Деятельность, ее структура и виды

  4. Потребности, способности, интересы

  5. Социальное поведение. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни
Домашнее задание:

  1. Обществознание 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений:базовый уровень[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др]; под ред.Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011. §3, § 5, § 7, стр.67-72.

  2. Лекция № 1

  3. Найти определение общенаучных методов познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез

  4. С помощью учебника (стр.29-30) заполнить таблицу «Философы о смысле жизни»

Семинар № 2

Тема: «Проблема познаваемости мира. Многообразие мира общения»


  1. Познаваем ли мир?

  2. Особенности научного познания. Типы мировоззрения

  3. Структура, функции, уровни общения

  4. Свобода и ответственность личности
Домашнее задание:

  1. Обществознание, 10 класс: учеб. §6 стр.55-61, §7 стр.72-74

  2. Лекция № 2

  3. Устно ответить на вопросы к документу в учебнике на стр.65-66

  4. Письменно с помощью учебника (стр.72-73) заполнить таблицу «Понимание свободы и ответственности личности в разные исторические эпохи»

Семинар № 3

Тема: «Общество как сложная система».


  1. Что такое общество? Сферы общественной жизни.

  2. Общество и природа. Общественный прогресс. Формы общественного развития.

  3. Цивилизация и формация. Типология обществ.

  4. Что такое глобализация? Глобальные проблемы человечества.

  5. Международная террористическая угроза современной цивилизации.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс: § 1, 2.

  2. Лекции № 3, 4.

  3. Письменно ответить на 1 и 2 вопросы к документу в учебнике стр.16-17.

  4. Подготовить доклады или презентации о глобальных проблемах человечества.

  5. Из СМИ выбрать примеры международного терроризма.
Семинар № 4

Тема: «Духовная культура личности и общества. Наука и образование в современном мире».


  1. Духовная жизнь общества.

  2. Понятие культуры, ее основные функции и формы.

  3. Особенности молодежной субкультуры.

  4. Наука: виды, функции. Этика науки.

  5. Система образования в РФ. Общие тенденции в развитии образования.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание: § 8, 9.

  2. Лекции № 5, 6.

  3. Выполнить задания № 1, 3 на стр.89, задание 2 на стр.99 учебника.

  4. Подготовить сообщение или презентацию о молодежной субкультуре.
Семинар № 5

Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».


  1. Происхождение морали, ее функции.

  2. Нравственные категории.

  3. Религия как часть духовной культуры.

  4. Искусство и духовная жизнь.

  5. Тенденции духовной жизни современной России.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 10 класс: § 10, 11.

  2. Лекция № 7.

  3. Подготовить презентации о мировых религиях (буддизм, христианство, ислам).

  4. С помощью материала учебника (§ 11) сформулировать основные тенденции духовной жизни России.
Семинар № 6

Тема: «Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение».


  1. Виды социальных групп.

  2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  3. Социальный статус и социальная роль.

  4. Виды социальных норм.

  5. Социальный контроль и виды санкций.

  6. Девиантное поведение, его формы, причины.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание, 10 класс, § 14, 16.

  2. Лекции § 14, 15.

  3. Записать в тетрадь для семинарских работ по 5 примеров прирожденных и достигаемых статусов, которыми вы обладаете в настоящее время.

  4. Ответить на вопрос № 2 к документу на стр.182 учебника.

Семинар № 7

Тема: «Социальный конфликт. Социальная стратификация современной России».


  1. Основные формы социальных взаимодействий.

  2. Виды, стадии, причины социальных конфликтов.

  3. Роль конфликтов в обществе. Пути разрешения социальных конфликтов.

  4. Социальные процессы в современной России. Социальная структура современного российского общества.

  5. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 15 стр. 162-166, § 19 стр. 207-213.

  2. Лекции № 16, 17.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2 на стр.172 учебника.

  4. Подготовить сообщение о молодежной политике в РФ.

Семинар № 8

Тема: «Важнейшие социальные общности и группы».


  1. Виды этнических общностей.

  2. Межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

  3. Национальная политика РФ.

  4. Семья, ее основные функции, типы.

  5. Семья и брак.

  6. Современная демографическая ситуация в РФ.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 17, 18.

  2. Лекции № 18, 19.

  3. Письменно ответить на вопрос № 1 к документу в учебнике на стр.194, на вопрос № 3 к документу на стр.206.

  4. Сравнить статистические данные о продолжительности жизни мужчин и женщин, уровне смертности и рождаемости в Брянской области и в России.

Семинар № 9

Тема: «Политика и власть. Государство как политический институт».


  1. Понятие власти, виды власти.

  2. Политическая деятельность и общество.

  3. Структура политической системы общества.

  4. Признаки государства, его функции.

  5. Теории происхождения государства.

  6. Особенности современных государств.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 20, 21.

  2. Лекции № 20, 21.

  3. Сделать сравнительный анализ теорий происхождения государства, выделив их достоинства и недостатки.

  4. С помощью СМИ найти информацию о межгосударственной интеграции.

Семинар № 10

Тема: «Форма государства. Личность и государство».


  1. Формы правления, формы территориально-государственного устройства.

  2. Типология политических режимов.

  3. Признаки правового государства.

  4. Сущность политического процесса.

  5. Политическое участие, его типы. Политический статус, политическая роль личности.

  6. Функции, типы политических лидеров.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 10 класс, § 10 стр.234-237, § 22 стр.241-244, § 24 стр. 262-268.

  2. Лекции № 22, 23.

  3. Ответить письменно на вопросы № 1, 3, к документу на стр.240 учебника.

  4. Найдите информацию о причинах и особенностях экстремистских форм политического участия.

Семинар № 11

Тема: «Участники политического процесса».


  1. Характеристика гражданского общества.

  2. Основные компоненты избирательной системы.

  3. Принципы демократических выборов, типы избирательных систем.

  4. Политические партии и движения, их классификация.

  5. Основные политические идеологии.

  6. Роль СМИ в политической жизни общества.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание § 22 стр.246-249, § 23 стр. 251-256.

  2. Лекции № 24, 25.

  3. Ответить устно на вопросы № 1, 2 к документу на стр.260-261.

  4. Подготовить сообщение о современных российских политических партиях.

Семинар № 12

Тема: Экономика как наука и хозяйство. Рынок.


  1. Экономика как наука и хозяйство

  2. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

  3. Разделение труда, специализация обмен. Рациональное поведение потребителя

  4. Рыночный механизм: спрос и предложение. Рыночное равновесие

  5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Домашнее задание:


  1. Обществознание, 11 класс. § 1, стр.6-9; § 3, стр.29-36; §4, стр.43-45; §11, стр.125-129.

  2. Лекции № 8, 9.

  3. Выполнить задание № 2 на стр.15 учебника (заполнить таблицу «Разделы экономической науки»)

  4. Ответить письменно на вопросы 1, 2, 3 к документу на стр.132-133.
Семинар № 13

Тема: «Роль фирм и государства в экономике».


  1. Издержки производства, прибыль.

  2. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ, источники финансирования бизнеса.

  3. Основы менеджмента и маркетинга.

  4. Экономические функция государства, механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

  5. Государственный бюджет.

  6. Функции, виды налогов.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 4, стр.45-51, § 5, стр. 53-59, § 6, § 7.

  2. Лекции № 10, 11.

  3. Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 4 на стр.53.
Семинар № 14

Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.»


  1. Основные макроэкономические показатели.

  2. Экономический рост, его типы, фазы экономического цикла.

  3. Рынок труда.

  4. Виды безработицы.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 1, стр. 10-13, § 2, § 9.

  2. Лекция № 12.

  3. Устно ответить на вопросы к документу на стр. 26-27.

  4. С помощью СМИ найдите данные об уровне безработицы в Брянской области и в России. Сравните эти показатели, сделайте вывод.

Семинар № 15.

Тема: «Деньги, банки, инфляция. Мировая экономика».


  1. Деньги. Банковская система.

  2. Инфляция, ее виды, социальные последствия.

  3. Результаты рыночных реформ в РФ.

  4. Мировая экономика.

Домашнее задание:


  1. Учебник Обществознание 11 класс, § 8, 10.

  2. Лекция № 13.

  3. Подготовить доклад об экономической политике РФ.

  4. С помощью § 10 учебника найти материал о внешнеторговой политике современных государств.

Семинар № 16.

Тема: «Правовое регулирование общественных отношений».


  1. Понимание права. Признаки, функции права

  2. Правовые и моральные нормы

  3. Система права

  4. Понятие, виды форм права

  5. Виды, действие нормативно-правовых актов. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ

  6. Правоотношения и правонарушения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §25, 26, 27

  2. Лекции № 26, 27

  3. Ответить письменно на вопросы № 5, 6 к документу на стр.282 и на вопрос № 2 к документу на стр.294

  4. Устно выполнить задание № 4 на стр.305 учебника
Семинар № 17.

Тема: «Основы конституционного права».


  1. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ

  2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ

  3. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

  4. Экологические права человека

  5. Воинская обязанность гражданина в РФ

  6. Права и обязанности налогоплательщика

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», § 20, 21

  2. Лекции № 28, 29

  3. Выполнить задания № 1 и № 2 на стр.234-235 учебника 11 кл.
Семинар № 18.

Тема: «Гражданское право и семейное право».


  1. Основные элементы гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права

  2. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

  3. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правомерные и неправомерные действия членов семьи.

  4. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов

  5. Права и обязанности детей и родителей

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §22, 23.

  2. Лекции № 30, 31

  3. Выполнить задание № 1на стр.258 учебника, задания № 1, 2 на стр.270

  4. Ответить на вопросы к документу на стр.258 учебника 11 кл.

Семинар № 19.

Тема: «Трудовое право и трудовые правоотношения».


  1. Субъекты трудового права

  2. Порядок приема на работу

  3. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

  4. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения

  5. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28, стр.310-312, 11 класс, §24

  2. Лекция № 32

  3. Выполнить письменно задание № 1 и устно задание № 3на стр.283 учебника «Обществознание, 11 класс»

  4. Прочитать статьи № 21 и 22 Трудового кодекса РФ об основных правах и обязанностях участников трудовых отношений
Семинар № 20.

Тема: «Административное право. Уголовное право».


  1. Административное право и административные правоотношения

  2. Состав преступления. Виды преступлений

  3. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

  4. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 10 класс», §28 стр.307-309, 11 класс - §27 стр.308-312

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задание № 4 в учебнике 11 класса, стр.350-351
Семинар № 21.

Тема: «Международное право».


  1. Принципы, источники современного международного права

  2. Защита прав и свобод человека средствами ООН

  3. Европейская система защиты прав человека

  4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Домашнее задание:


  1. Учебник «Обществознание. 11 класс», §28

  2. Лекция № 33

  3. Выполнить задания № 1 и № 4 на стр.328 учебника 11 класса.

Человек представляет собой единство биологической и социальной природы. Как и все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Но в отличие от животных, для человека характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), в котором участвуют не только ныне живущие, но и ушедшие поколения. Это взаимодействие (культура) и определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические религиозные и проч. отношения) человека. Представители разных социологических школ по-разному определяют соотношение биологического и социального в человеке (например, с точки зрения социал-дарвинизма жизнь человека определяют факторы биологической жизни: борьба за существование, естественный отбор и т.д., а с позиций марксистской социологии конкуренция и вражда между людьми порождаются социальными отношениями, поэтому при определенном общественном устройстве они могут исчезнуть).

Человек – общее, родовое понятие. Им обозначается каждый, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами. Индивид понимается как единичный конкретный человек. Индивидуальность определяют как социальную неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды и отличает одного индивида от другого.

Понятие личность подчеркивает неприродную сущность человека и индивида и означает субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

В социологии личность определяется двояко:

1) это системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении,

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.



На формирование личности оказывают влияние следующие факторы (по С.С. Фролову):

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение (климатические условия, природные ресурсы);

3. культура;

4. групповой опыт (окружающие люди);

5. уникальный индивидуальный опыт.

1. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение . Некоторые исследователи (Аристотель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климатических, географических особенностях и природных ресурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3. Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4. Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.

5. Уникальный индивидуальный опыт . Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов и психологов, все-таки, является наследственность, групповой и уникальный индивидуальный опыт.

В продолжение темы:
Полезное

Научение через моделирование Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших...

Новые статьи
/
Популярные