Развитие речи детей посредствам использования икт. «Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста Речь к семинару информационные технологии детям

«Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Изучив педагогическую литературу и передовой опыт, у меня возник вопрос – эффективно ли использовать ИКТ в процессе развития речи детей дошкольного возраста? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс».


Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для п овышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение). Ведения электронного портфолио, документации. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Я использую ИКТ в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Еще заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи воспитанников. В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint.

Совершенствование образовательного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми, определяет актуальность данной проблемы. Основная идея моего педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Осуществление, которой я вижу через решение следующих задач :

изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе воспитателя.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию этим принципам. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.


Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Начиная работу по данной теме, предполагаю достичь следующие результаты:

1. Расширятся представления воспитанников об окружающем мире, обогатится словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению стихов, загадок, сказок.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Работая по данной теме мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонема тического восприятия, овладение элементами грамоты; для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающие технологии.

Работу по развитию фонематического слуха у дошкольников я начала с развития восприятия неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Подарки Деда Мороза», «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».

Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка развития словаря, формирования навыков словообразования . Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи свое место», «Профессии», которые знакомят детей с предметами и их назначением. По лексической теме: «Профессии» мы вместе с родителями создали презентацию в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя. Это форма работы была показана на родительском собрании.

Для формирование произношения, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме.

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, расставленные в последовательности согласно тексту, привлекают внимание детей и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки.

Проделанная работа расширила представления детей о художественных средствах языка, обогатила словарный запас, позволила плавно перейти к следующему шагу на пути к формированию навыков творческого рассказывания.

Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использовала методику отгадывания и сочинения загадок с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи», «Фрукты». Игровая форма которых пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировки в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи . Воспитанники стали активно употреблять антонимы , узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Для обучения детей поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем я использую методику «Отгадывание загадок с использованием игры «Да-нет». Если загадка отгадана верно, то на экране появляется картинка-отгадка.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок.

В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам Сутеева, Л. Бондаренко, А. Дементьева.

Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения русских художников классиков по временам года и сказкам. Собранный мультимедийный материал широко используется коллегами детского сада.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной для современных детей мультимедийной форме.

Накануне новогоднего праздника во время рассматривания поздравительных открыток ребятам было предложено придумать по ним сказку. Первые сюжеты появились как отклик на воспринимаемую картинку. У некоторых детей получились короткие сказки, в которых я начинала предложение, а они заканчивали. У других сказка получилась почти без моего участия.

Аналогичная работа была проведена по темам согласно комплексно-тематическому плану: домашние и дикие животные, мамы и их детеныши, зимние развлечения, морские обитатели и т. д.

Таким образом, детьми был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций. Сюжеты, которых воплотились в игре драматизации.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, сделана презентация «Наше лето».

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме.

Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

Использование презентаций играет важную роль в психолого-педагогическом просвещении родителей моих воспитанников. На одной из встреч клуба «Заботливые родители» во время проведения консультации о важности роли совместных игр в развитии речи дошкольников были представлены разработанные мной схемы-опоры сочинения загадок. Важность совместных игр со словами и рифмами как своеобразное экспериментирование и условие развития речи детей была принята родителями, они были настолько заинтересованы предложенным материалом, что с удовольствием совместно с детьми сочиняли загадки по предложенным схемам. Семейные схемы-загадки вошли в мультимедийный и печатный сборник «Загадки от гномиков», который представлен педагогическому коллективу детского сада и вошел в методическую копилку.

На одном из собраний клуба «Заботливые родители» в качестве одной из форм совместной деятельности после просмотра части мультфильма родителям было предложено вместе с ребенком придумать свой конец незаконченной истории. Все сказки получились индивидуальны, с неожиданным сюжетом. Работы напечатаны в сборнике «Наши сказки», по некоторым подготовили показ кукольного театра, в рамках недели театрализованной деятельности.

В следующем учебном году я конечно продолжу работу в данном направлении по авторской методике заслуженного учителя РФ «Игра-путешествие «К себе в гости». Мои воспитанники станут на год старше, и я уверенна, что их увлечет яркое и красочное путешествие, которое откроется перед ними на экране.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи дошкольников доказывают полученные результаты за последние 2 года.

font-size:14.0pt;line-height:150%"> Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду , помогут им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придаст им уверенности.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

· положительную мотивацию обучения;

· активизирует познавательную деятельность детей;

·

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества образования.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы. «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников позволяющий в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

С появлением интерактивной доски у меня появится возможность более «плотно» использовать некоторые специфические интерактивные возможности создавая презентации в среде специального программного обеспечения , входящего в комплект интерактивных досок.

Список использованной литературы.

Нормативно-законодательные документы:

1. Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об образовании».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 000 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Федеральный закон от 01.01.2001 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Методическая литература:

1. Антошин работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.

2. , Поддьяков информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

3. Иванова ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

4.Ковалько технологии: школьник и компьютер. М., 2007.

5. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С.-П.: Каро,2005.

6. Арушанова и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. www . iteach . ru

2. http :// www . solnet . ee

3. http :// www . detsat . ru

4. http : // sch 1 38. ***** /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

5. http:// http://www. *****

6. http:// festival.1 ***** / articles

Попова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 07.04.2016
Раздел: дошкольное образование

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр

развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях

МР «Горный улус» РС (Я)

Доклад на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как

средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Попова Ольга Васильевна

Содержание
I. Введение II. Теоретическая часть. Информационно-коммуникационные технологии 2.2. Использование ИКТ в ДОУ ………………………………………………..7 3
III. Основная часть. 3.1. Роль педагога в процессе внедрения ИКТ в ДОУ………………………….10 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста…………………………….............14 Заключение………………………………………………………………………………19 Использованная литература…………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из актуальных задач для дошкольной педагогики. Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость.
Теоретический аспект.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н Иванова, Н.П. Чудова и др).
Основная идея -
заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи детей. 4

Практическая

значимость.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:  Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей.  Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.  Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.  Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы.  Развивать у детей исследовательское поведение.  Расширять творческие возможности самого педагога. Практической значимостью выбранной темы является авторская разработка электронных пособий, мультимедийных презентаций.
Новизна
– использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми по развитию речи.
Цель:
развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление, которой мы видим через следующие задачи:
Изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми Создать банк (каталог) компьютерных дидактических и методических материалов (мультимедийные сказки, стихотворения, развития и обогащения словаря, упражнения для артикуляционного аппарата, речевого дыхания и.тд)

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи дошкольников
I. Информационно-коммуникационные технологии

I.I.Использование ИКТ в ДОУ.
5
1. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые должны соответствовать программным требованиям. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. 2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организация педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. 3. Использование педагогами ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению мотивации воспитанников. 4. Техническим средствам на базе ИКТ относят:  Компьютеры  Мультимедийные проекты  Интерактивные (электронные) доски  Планшеты  Сканер  Принтер  Цифровой аппарат  Камера При внедрении ИКТ, как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;  компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 6
 постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.  Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагоналииспользование информационно-коммуникационных технологий 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Гигиеническая рациональная организация рабочего места, соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Нельзя оставлять ребенка один на один с ПК. Необходимо чтобы партнером по игре дошкольника был взрослый, а компьютер только средством. В репертуаре ребенка-дошкольника не должно быть игр, сочетающих высокую динамичность с разрушительно-деструктивным содержанием. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники. Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса. Таким образом, использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развития личности. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют современной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии 7
внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
2.1.Роль педагога в процессе внедрения ИКТ технологии в ДОУ.
Мы в своей работе активно используем информационные технологии во всех направлениях работы ДОУ:  в управлении,  в воспитании и образовании,  во взаимодействии с родителями воспитанников. В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждается в обществе. «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации. По данным опроса наших родителей, практически у всех семей имеются дома персональные компьютеры и ноутбуки. У 40% включены к сети Интернет дома. Дети с малых лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте от 3 лет ежедневно играют в компьютерные игры дома, сами включают и отключают ПК, умеют работать с планшетами, сотовыми телефонами. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются детям уже с 3-летнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и речь. И как бы, мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:  Идти в ногу со временем  Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий  Быть наставников в выборе компьютерных игр для детей и их родителей  С ф о р м и р о в а т ь о с н о в ы и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – знания и навыки эффективного пользования информацией – предполагает умение быстро находить и правильно применять нужную информацию). Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационных технологий. ИКТ становится 8
основным инструментом, который человек будет использовать не только в своей работе, но и в повседневной жизни. В нашей группе мы приобрели ноутбук, проектор с экраном, телевизор. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из презентаций не обходится без мультимедийной презентации. При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно в строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок- дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволить избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации». Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решение основныхпсихолого–педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно – компьютерных технологий,их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. На уровне ДОУ работают творческие группы по различным проблемам. Я являюсь руководителем творческой группы по проблеме «Компетенция педагогов по ИКТ». Разработали план по обучению ИКТ, для педагогов, не владеющих компьютерной технологии. 9
В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разработали рекомендации, приобрели соответствующие пособия, проводим практические занятия. В итоге наши педагоги 80% владеют ПК. Так, в ИРОиПКобразования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно – компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методической применения в новых информационных технологий. В центре внимания педагогов на данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы: 1. Компьютерный подход к использованию информационных технологий в системе традиционной работы ДОУ. 2. Компьютерно – опосредованная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельности. 3. Психолого – педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников. В практике работы ДОУ мы используем разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ- компетентности, в частности: - мастер – классы; - обучающие семинары - педагогические мастерские и наставничество; - недели педагогического мастерства; - тематические семинары и др. Эффективной является деятельность творческой группы педагогов ДОУ по разработке методических рекомендаций, занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий. В современном мире предъявляются высокиетребование к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по

развитию речи детей дошкольного возраста.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам – дошкольникам 10
следует адаптироваться к новому информационному веку. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. Сегодня воспитатели используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей. Одной из немаловажных целей работы воспитателя – это научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе. Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития – это плохое понимание того, что говорят окружающие люди. Бедный запас словаря затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением ФГОС. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует с необходимостью расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. На сегодняшний день необходимость использования ИКТ- технологий для самого педагога, для детей в работе с родителями актуальна. Информационно-коммуникационные технологии можно широко использовать в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как педагога, работающего с дошкольниками, большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи детей. Современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их в диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особойвыразительностью. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто, отсутствует интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации развития речи 11
дошкольников. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной. Поэтому одной из основных целей моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста. Психолог отмечают, что у современного ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, ДВД, СD, аудизаписей ит.д. В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую различные варианты:  Артикуляционная гимнастика  Классификация предметов  Обогащение словарного запаса  Составление рассказов по картинке  Рассказы сказок  Игры по звукопроизношению  Рассказы по серии сюжетных картинок Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей. Особое внимание в применении ИКТ уделяется на мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации. Информационно-коммуникационные технологии на непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи включают в себя:  Система мультимедийных презентаций  Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций
одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12
обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации «Чтение стихов с помощью картин», «Фрукы», «Овощи», «Времена года», «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательным, «Любимые сказки» итд.
Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики: - подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; - делать «видимыми» проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. - посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками. В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи: - развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков; - развитие мотивационной сферы: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; - развитие эмоциональной сферы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные воспитательно-образовательный процесс, преодолевают интеллектуальную пассивность дошкольников. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. 13
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Заключение
Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Компьютерные технологии можно использовать в разных видах деятельности с детьми. Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:  Индивидуальные занятия  Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)  Интегрированные (мультимедийные проекты) 14
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Педагогическую диагностику по программе «Радуга» каждый год отслеживаем развитие речи воспитанников. (См. приложение 1.)
Использованная литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. – М., 1994г 2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 г 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских М.В.. Барнаул: БГПУ 2006 4. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 5. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет сост. В. В. Баранова. – Волгоград: Учитель 2016. – 83 6. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для педагогов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с. 7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Габдуллина З.М.; Волгоград, 2010 г 8. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 9. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2014 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 10. Справочник старшего воспитателя № 11, ноябрь/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 11. Справочник старшего воспитателя № 5, июль/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 15

Организация: МДОУ Д/С №4 «Незабудка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Начав работать по теме «Применение ИКТ в процессе НОД по речевому развитию дошкольников»я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Признавая, что компьютерные презентации- новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Применяя на практике мультимедийные презентации, также опираюсь на дидактические принципы:

1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательну. Активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, преследую цель- помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности- усвоение учебного материала идет в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности, который в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.

Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

6.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию

7. Использование физкультурных минуток.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий- облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.

Развитие речи детей посредствам использования икт.

ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития ребенка дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция речи и языка.

Речь является важнейшим критерием культуры человека, его интеллекта и мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает ошибки, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютер здесь обладает неисчерпаемыми возможностями он погружает ребенка в особую ситуацию игры образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной.

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка - это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников - это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

В продолжение темы:
Полезное

Научение через моделирование Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших...

Новые статьи
/
Популярные