Реформы 1815 1825. «Великие реформы» Александра II

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815–1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т. д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818–1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816–1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821–1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822–1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности станоилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных нд укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежннм, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, в теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года Царское семейство, постоянно разлучаемое с императором на протяжении целых трех лет великой войны с Наполеоном, печально разделяло все беды Европы.Наконец, по окончании 1815 года все изменилось:

автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 61. Внутренняя политика Александра I Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 –

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр III стал наследником престола в 1865 г. после неожиданной кончины старшего брата, Николая. Он получил обычное для великих князей, готовящихся стать военными деятелями, образование, однако и его не сумел

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса

автора Николаев Игорь Михайлович

Внутренняя политика Александра I (1812–1825) Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра I

автора Девлетов Олег Усманович

3.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1825) Все реформы в России в той или иной степени имели некоторые общие черты. Среди них можно выделить: реформы инициировались «сверху» – самодержцем; реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

4.2. Внутренняя политика Александра III Сегодня среди историков нет единства в оценке личности Александра III. Существует точка зрения на царствование Александра III как на период «контрреформ». Она появилась еще в трудах либеральных современников конца XIX – начала XX вв.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г.

и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сеймом Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбирались дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получили 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладали 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената

и Посольской палаты. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати,

гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810-1812гг. в Могилевской губернии, однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях.

Созданием военных поселений правительство рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военной службой.

Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области просвещения. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А. Балугьянский, К.И. Арсеньев, К.Ф. Герман и другие - были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества, и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 1820-х гг. ярко проявилось опять-таки в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян, Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 1820-х гг. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты как нарушающие конституцию.

После этого Александр I вообще не собирал Сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. В итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш

2 слайд

Описание слайда:

показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы. Цель урока: 1. Перемены во внутренней политике. 2. Польская конституция. 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 5. Основные итоги внутренней политики Александра I. 6.Тесты на зпкрепление План урока:

3 слайд

Описание слайда:

конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм. Основные понятия: 1815 г. - принятие польской конституции; 1820 г. - проект «Уставной грамоты» Новосильцева; 1822 г. - запрет деятельности тайных организаций. Основные даты:

4 слайд

Описание слайда:

Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться Перемены во внутренней политике. дальнейшими преобразованиям в стране. Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова. Император Александр Первый

5 слайд

Описание слайда:

Прогрессивная часть дворян ожидала дальнейших либеральных реформ и принятия конституции. Крестьяне, чьими руками была одержана победа,- отмены крепостного права, облегчения налогового гнёта. Многочисленные народы России (в первую очередь поляки) – прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России. Перемены во внутренней политике. Россия в первой половине 19 века

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Перемены во внутренней политике. При этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства, которое было уверено в пагубности западного мышления, считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма Прибытие Александра I в Варшаву.

8 слайд

Описание слайда:

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, в которой объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России Польская конституция. Сейм царства Польского Александр Первый

9 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Из речи Александра Второго «прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить, при Божьей помощи, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление.» Герб. Карта Флаг Царства Польского

10 слайд

Описание слайда:

Вторая –Палата послов Была выборной Состояла из 77 представителей дворян от каждого повета Из 51 депутата от городских и сельских общин Первая палата- Сенат Назначался императором Состоял из представителей императорской семьи Из высших административных и церковных чинов Царства Польского Польская конституция. Согласно статьям Конституции Царство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Правителем царства объявлялся русский монарх. Был создан двухпалатный сейм

11 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Население Царства Польского получало гражданские права: право на неприкосновенность личности, на свободу вероисповедания, на неприкосновенность частной собственности, на справедливый суд. Конституция провозглашала свободу печати, равенство всех граждан перед законом. Польский язык получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства Польского. Памятник Александру i в Европе.

12 слайд

Описание слайда:

Конституции Польши была фактически революционной Александр I предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой Польская монета изображением Александра 1 Конституция Царства Польского Польская конституция.

13 слайд

Описание слайда:

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Н.Н. Новосильцев Подготовка к аналогичным реформам в России проводилась тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей. Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета графу Новосильцеву. Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Проект был представлен Александру I в 1820 году.

14 слайд

Описание слайда:

По Уставной грамоте Верховным правителем России был император. Совещательным органом при монархе –. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Государственный совет. Законодательная власть находилась в руках монарха и осуществлялась через Государственный Сейм при участии Наместнических Сеймов. Исполнительная власть осуществлялась императором через Государственный совет, наместников и систему министерств. Законодательная власть при формальной независимости так же зависела от воли российского царя Александр Первый

15 слайд

Описание слайда:

Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду. «Уставная грамота» гарантировала полноправному населению России гражданские права. Среди них свобода вероисповедания, равенство перед законом, право на справедливый суд, свобода печати, свобода передвижения (выезда за границу), гарантия неприкосновенности личности, неприкосновенность частной собственности, закрепление только за российскими гражданами права занимать государственные должности. Предполагалось федеративное устройство страны, разделенной на наместничество. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

16 слайд

Описание слайда:

В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Крепостные крестьяне

17 слайд

Описание слайда:

Причины отказа от реформ Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 1.Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен; 2. Революции в странах Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России; Александр I в дороге. Гравюра. II четверть XIX в. 3. Император считал, что крестьянство не готово к свободе. 4.Он боялся разделить участь своего погибшего отца, который пытался не считаться с мнением большинства дворян.

18 слайд

Описание слайда:

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Усиление цензуры за печатью Разрешение помещикам на ссылку крестьян в Сибирь Запрет крестьянам на подачу жалоб на помещиков Усиление реакции г- запрет тайных организаций

19 слайд

Описание слайда:

К концу жизни император стал очень духовным, часто ездил на богомолье, страдал мистицизмом, во всем видя дурные приметы и все больше отрешался от государственных дел. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр Первый, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира» Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Конный портрет Императора Александра I

Стала очевидной необходимость перемен в сфере социально-экономических отношений и государственного строя. Ставший после Венского конгресса (1814-1815) «царем польским», Александр 1-й подарил своим новым подданным самую либеральную в Европе конституцию. При открытии польского сейма в 1818 г. он обещал распространить свободы на все подвластные ему территории.

Началась тайная работа над созданием русской конституции. Ее автором был Н.Н. Новосильцев - один из «молодых друзей» императора, который поддерживал будущего царя еще до вступления на престол. Текст конституции был написан к 1820 г.

Уставная грамота ограничивала самодержавный произвол, но сохраняла доминирующее положение самодержавия во всех областях общественной жизни. Но первая в истории России конституция не была обнародована. Александр 1-й отказался и от планов отмены крепостного права. Осуществлению реформ помешало мощное сопротивление основной части российского дворянства.

Революционные события в Италии и Испании, волнения солдат Семеновского полка в России положили конец колебаниям Александра 1-го в выборе форм и методов государственного правления, приведя его к политике абсолютизма и реакции.

Во второй половине своего царствования Александр 1-й правил руками своего помощника - генерала . Чтобы уменьшить расходы казны на содержание армии, Аракчеев создал поселения, которые характеризуются военными тяготами, муштрой и строгой дисциплиной. Крестьяне вынуждены были заниматься хозяйством для своего содержания. Это была худшая форма крепостничества.

Отечественная война 1812 г., ее итоги, победоносные заграничные походы создали в армии и гражданском обществе патриотический подъем. Длительное пребывание в Европе ознакомило передовые круги русского офицерства с идейными течениями.

Просвещение как философия и Французская революция на фоне российской крепостнической действительности послужили причинами зарождения идеологии декабристского движения.

Возвратившись после освободительной миссии из Европы в угнетенную крепостничеством и аракчеевщиной Россию, прогрессивно настроенное офицерство образовало «Союз спасения». Организация численностью 30-50 человек имела своей целью уничтожение крепостного права и введение в России конституции. Участники и организаторы этого общества понимали свою слабость, малочисленность членов организации и недостаточность средств к осуществлению своих планов.

В 1818 г. «Союз спасения» был переименован в «Союз благоденствия». Началась борьба за общественное мнение, пропагандировались антикрепостнические идеи. По уставу организации каждый ее член обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырех областей: участие в деятельности благотворительных обществ; образование; правосудие; общественное хозяйство.

В 1820 г. Александр 1-й начал проводить реакционную политику, и открытая пропаганда идей «Союза благоденствия», как и само его существование, стала опасной. В январе 1821 г. общество было распущено.

Вместо «Союза благоденствия» в 1821-1822 гг. образовались два тайных союза, носивших революционный характер.

«Северное общество» возглавляли братья Муравьевы, князь С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, князь Е.П. Оболенский, поэт К.Ф. Рылеев.

«Южное общество» образовалось на Украине в г. Тульчине. Его возглавлял полковник П.И. Пестель. Будучи человеком энергичным и честолюбивым, он проповедовал крайнюю революционную тактику, основанную на терроре, вплоть до уничтожения всей императорской фамилии. Активными членами южного общества были генерал С.Г. Волконский, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, М.А. Бестужев.

«Общество соединенных славян» имело целью создать федеративную республику всех славянских народов.

«Гроза двенадцатого года» пронеслась, и для правительства России первостепенное значение приобрела внутренняя политика.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток.

Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Аракчееву. Власти намеревались сделать их образцовыми в хозяйственном отношении и таким образом обеспечить полноценное пополнение армии. Главной целью их создания было уменьшение государственных расходов на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства.

К концу царствования Александра I в военных поселениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев стали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской губернии.

Военные поселения не оправдали возлагавшихся на них надежд и не стали центрами образцового хозяйства. Несвоевременное выполнение сельскохозяйственных работ часто приводило к тому, что урожай погибал. Не превратились поселенцы и в надежную опору воинского порядка и дисциплины. Более того, жесткая муштра плодила недовольных, и дело не раз доходило до массовых протестов.

В 1819 году произошло волнение Чугуевского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отобранные у них земли, избивали и изгоняли начальников. То же вскоре повторилось в округе Таганрогского полка и в ряде других военных округов. Посмевших проявить недовольство нещадно секли, ссылали в Сибирь.

Военные поселения были упразднены в 1857 году.

Сложной проблемой оставалось крепостное право. Александр I был уверен, что с ним необходимо покончить. Но как? Если освободить крестьян без земли, предоставив им лишь формальные права свободного гражданина, чем станут они заниматься? Земля находится в собственности помещиков, а без нее земледелец обречен на голод. Кто будет обрабатывать угодья, производить сельскохозяйственные продукты, обеспечивать столь нужные стране поставки за границу?

Вопросов много, и ни один из предлагавшихся ответов на них не удовлетворял царя.

Проект закона по отмене крепостного права Александр I поручил разработать в 1818 гору А. А. Аракчееву при условии, что в законе не должно быть никаких насильственных действий со стороны правительства, а также стеснительных для помещиков мер.

А.А. Аракчеев полагал, что нельзя сразу отменить крепостную зависимость крестьян от помещиков. Он искал другой путь, экономический, - например, выкупать крестьян и дворовых людей по согласию с помещиком. Пусть это делает государство - приобретает на торгах земельные поместья и распределяет их между освобожденными крестьянами «по две десятины на душу», т. е. на каждого взрослого мужчину. Было подсчитано, что на эти цели государству потребуется 5 млн рублей ежегодно. Проект остался нереализованным.

Надежды на то, что Россия обретет правовые нормы общественной жизни, возродились в 1815 году, когда той части Польши, которая вошла в состав империи, была дарована конституция. Она предусматривала создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. Царь объявил о своем намерении распространить подобные порядки на всю страну.

Составить проект конституции для России государь поручил своему другу - попечителю Петербургского учебного округа Николаю Николаевичу Новосильцеву (1768-1838). Так в 1819 году появилась «Уставная грамота Российской империи» с предложениями по реформированию политической системы страны. Проект предусматривал введение двухпалатного законосовещательного парламента, верхняя палата которого (сенат) назначалась бы императором, а нижняя - частично избиралась, а частично назначалась.

«Уставная грамота...» провозглашала свободу слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. Но и этот проект не был реализован.

Историки много размышляли о том, почему же Александр I так и не сумел воплотить в жизнь те планы и мечты, которым симпатизировал с самого начала царствования. Приводились разные причины. Главным в этой, как казалось многим, двойственности, нерешительности Александра I было то, что он, понимая необходимость реформ, был уверен: Россия не дошла до той стадии своего развития, когда подданных следует наделить широкими гражданскими правами, государственный контроль за общественной жизнью страны - ослабить. Вполне вероятно, что боялся он и за свою личную безопасность.

В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния церкви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбы против идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольняло лучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподавание естественных наук. Свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы, печатать сведения о судебных процессах.

Результатом всего этого стал новый этап раскола между властью и населением страны, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России. Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI - XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти, сознательно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство.

Однако, несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.

В продолжение темы:
Полезное

Научение через моделирование Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших...

Новые статьи
/
Популярные